Рейтинг@Mail.ru

«Когда ученик любит предмет, интересуется им, чувствует поддержку учителя, результат будет!»

30.09.2016

Анастасия Васильева, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №37 Тюмени, о том, как подготовить к ЕГЭ на 100 баллов и о том, как учить русский язык с помощью латыни.

фото14

Желание стать учителем у меня возникло ещё в детском саду; в школе, во времена актировок, я усаживала сестру, доставала дверцу шкафа, мел и учила её. Профессиональный путь был предопределён. После 11 класса поступила на филологический факультет ТюмГУ, а по окончании сразу пошла в школу №37 города Тюмени. Детей я очень любила всегда, русский и литературу полюбила в университете – вот со всей этой любовью я и пришла работать. В педагогике я уже девятый год.

Сто баллов получила ученица из моего первого выпуска, который я вела с 5 по 11 класс. Это позволяет мне сделать вывод, что 100 баллов – это результат постоянной работы, которую следует начинать с проработки общей грамотности и развития речи в 5 классе, постепенно добавляя к материалам учебника интересные задания из олимпиад, дополнительной литературы. Например, в 5 классе, изучая словарные слова «территория» и «терраса», я рассказывала ребятам о том, что слова эти родственные и произошли от латинского слова «terra», что значит «земля», поэтому в них пишется две буквы Р, как и во всех словах, от «terra» произошедших; тут же вспоминались «террариум» и «терракотовый». Такие нестандартные задания увлекают и запоминаются, и даже в 8-9 классе ученики воспроизводят то, что было им рассказано в 5 классе. Когда же ребята приходят в 10–ый класс, мы с ними обсуждаем стратегию подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется параллельно с прохождением программы. Мы ведём мониторинги, позволяющие видеть уровень своей подготовки, оценивать сильные и слабые стороны, говорим о важности литературы, привлекая читательские дневники и списки, которые ведутся с начальной школы; отрабатывая программный материал, мы разбираем задания ЕГЭ, обсуждаем опасные места и учимся избегать ошибок, смотрим документальное и художественное кино, разбираем вместе тексты, читаем уже написанные сочинения, анализируем их. Очень важно всё делать вместе с выпускниками: помогать с поиском аргументов по проблемам, проверять мониторинги, отрабатывать задания, вызывающие затруднения, быть готовым всегда ответить на возникающие вопросы. Когда ученик любит предмет, интересуется им, чувствует поддержку учителя, результат будет!

фото15

Думаю, сложнее всего найти время для подготовки и вовремя понять, чему следует уделить больше внимания. Ну и убедить ученика довериться опыту учителя и делать последовательно всё, что он предлагает. Именно доверие и усердие помогли моей ученице получить 100 баллов – Лиза не была отличницей, но у неё была цель получить 100 баллов, и она добилась этого! Я была рада ей помочь. В результате Лиза поступила туда, где училась я – на филологический факультет ТюмГУ.

Конечно, нет универсальных методов подготовки к ЕГЭ на 100 баллов, но несколько практических советов я всё же могу дать. Ученикам я советую начинать подготовку заблаговременно: не в мае, за месяц до экзамена, а в начале 10 класса; доверять своему педагогу и выполнять всё, что он предлагает, обязательно заниматься самостоятельно, найти репетитора или подготовительные курсы, потому что разная подача одной и той же информации помогает ей лучше усваиваться. Важно объективно оценивать свои знания и не расслабляться ни на миг! Учителям же рекомендую использовать различные подходы в процессе подготовки к экзамену, искать интересные ресурсы в интернете и обмениваться знаниями с коллегами, разработать с учениками стратегию успеха: ввести систему мониторингов, тематических зачетов; устраивать просмотры короткометражных фильмов, с которыми можно работать как с текстами. Очень много полезных материалов у издательского дома «Первое сентября», советую обратиться к их ресурсам. Если результата нет, попробуйте изменить траекторию движения к нему, вспомните, что вы любите то, чему учите, и научите любить это детей!



Текст: Валерия Митина