Рейтинг@Mail.ru

«Да и то, что не за деньгами в эту профессию идут – это, конечно, правда. Идут за счастьем»

23.09.2016

Лариса Комолова, учитель русского языка и литературы МАОУ Баженовская СОШ №96, о том, как подготовить ребенка на сто баллов в стенах школы и привить любовь к своему предмету.

фото9

Я живу в населенном пункте недалеко от Екатеринбурга – станция Баженово.

Нашей школе в этом году исполнилась 60 лет. Из них 26 лет я работаю учителем русского языка и литературы.

Девочка, которую я подготовила на 100 баллов, Ксюша Лёзова, золотая медалистка, очень одаренная. Она была отличницей до 9-го класса, но я почему-то не думала, что в десятом и одиннадцатом классах она возьмется за учебу еще серьезнее. Хотя у нас трудно не полюбить родной язык и литературу. Иногда, когда я езжу на конференции, мероприятия для учителей, часто слышу там от коллег: «Я даже не представляю, как мои дети напишут сочинение, они же ничего не читают». Мне, когда слышу такое, становится не по себе. Мои дети очень любят книги, я, если честно, порой сама за ними в этом деле не успеваю. И, когда я стала слышать вот такое от педагогов, мне стало интересно, в чем причина такой разницы. И, кажется, я ее поняла. Важно входить в класс с улыбкой и широко открытыми глазами. Нужно удивлять детей, вдохновлять их. И, в первую очередь, своим примером. Я могу назвать себя очень увлеченным человеком.  Я увлечена и чтением, и своим делом, и я передаю эту энергию своим ученикам.

Я никогда не занималась натаскиванием, да и определенной методики у меня нет. Я просто веду урок, делаю акценты на какой-то теме, говорю о том, что это может пригодиться на ЕГЭ. Я слышала мнение, что учителя сейчас постоянно занимается натаскиванием, и мне ужасно обидно становится. Ведь мы и без натаскивания детей прекрасно готовим.

Кстати, сама система ЕГЭ мне нравится. Пятнадцать лет назад, когда детки сдавали экзамен в своей школе, смотрели учителю в глаза, а добрый учитель мог и помочь, и вытянуть где-то – было, конечно, здорово. Но мы должны подготовить детей к жизни, а такие тепличные условия им вряд ли в этом помогут. Ведь потом, в университете, на работе вряд ли кто-то будет создавать комфортные условия и заглядывать в глаза. Жизнь – штука сложная.

фото13

Вот, кстати, о зимнем сочинении – ну чего бояться? Проходим мы сейчас Куприна, дети сами пишут в сочинениях о разуме, о страсти, об их борьбе в человеке. Вот тебе и «Разум и чувства», пожалуйста. И, повторюсь, нет смысла натаскивать. Школьная программа и грамотный учитель могут дать ученику все, что ему необходимо на экзаменах.

И ведь дети, которых я учу, они все из сельской местности, поверьте, на репетиторов у них денег нет. И Ксюша, моя стобалльница, – ребенок из многодетной семьи, ни о каких репетиторах там речь даже не шла. Это к слову о том, что школа может дать ребенку все необходимые знания для успешной сдачи ЕГЭ. Если, конечно, сам ребенок задался целью эти знания взять. Ну, а что касается мотивации – начните сами гореть своим предметом. Зажгитесь, и ваши дети это почувствуют. Вот увидите, они начнут работать. Я вот решила: начну угасать – уйду на пенсию.

Конечно, важно потихоньку и ненавязчиво начинать подготовку ребят к ЕГЭ уже с пятого класса. Тем более, что уже в девятом их ждет ГИА. В этом плане замечательная линия учебников Маргариты Михайловны Разумовской, их издает «ДРОФА». Автор очень хорошо понимает, что такое ГИА и как к нему лучше всего готовить, дети очень продуктивно по этим пособиям работают.

Я никогда не жалела о том, что стала учителем. Да, у нас, конечно, не самые высокие зарплаты, и иногда не хватает. Но я не скажу, что мы очень плохо живем, понимаем, что у страны непростой период. Да и то, что не за деньгами в эту профессию идут – это, конечно, правда. Идут за счастьем.


Текст: Валерия Митина