Рейтинг@Mail.ru

«В 90-е годы, когда распались все комсомольские и пионерские организации, молодежные объединения, когда всё это ушло в небытие, я понял, что нужно заниматься молодежью, и я знал, как»

21.09.2016

Учитель высшей категории, действительный член Русского географического общества Роман Николаевич Куликов о том, как научить ребенка любить мир и быть настоящим.

фото3

Я поступил в ВГСПУ им. Серафимовича сразу после службы в армии – это был осознанный выбор, конечно. Мне на тот момент казалось, что в педагогике катастрофически не хватает мужчин, а ведь мужчины тоже должны заниматься подрастающим поколением. Я закончил естественно-географический факультет и сразу пришел работать в родную школу, которую сам закончил несколькими годами раньше – это была школа №18 им. Карабышева города Волжского. Вот уже 24 года я работаю там.

Еще в школе я увлекался туризмом, экологией, краеведением, занимался в городской станции юннатов. Когда я решил стать учителем, я понял, что в этом направлении и хочу работать с детьми – развивать у них интерес к окружающему миру, увлекать этой темой. На уроках я всегда давал основы основ – старался привить любовь к родине, пытался научить ребят быть настоящими. И у меня это из года в год получалось.

Еще когда я был студентом второго курса, я образовал волжское городское молодежное эколого-краеведческое объединение «ЮННА». Сначала оно базировалась на станции юных натуралистов, а потом в школе, где я работал. В основном туда стали ходить ребята с 8-го по 11-ый класс, первокурсники вузов и техникумов. Сегодня «ЮННА» – старейшая детско-юношеская организация в Волжском и одна из немногих, если не единственная, которая занимается и туризмом, и краеведением, и экологией.

Откуда берутся силы, я не знаю, но они есть и постоянно восполняются. Наверное, секрет в том, что я занимаюсь делом, которое очень люблю. В экспедициях, походах, на своих уроках я скорее не теряю силы, а, наоборот, приобретаю, вдохновляюсь. От детей и моих воспитанников идет такая энергетика! От нее сложно не зарядиться самому.

фото4

Надо сказать, изначально я вообще хотел работать с трудными детьми, что, собственно получилось. Когда-то я возомнил себя последователем Антона Семеновича Макаренко – он был и остается моим кумиром. Его педагогическая методика кажется мне очень точной. И вот, в 90-е годы, когда распались все комсомольские и пионерские организации, молодежные объединения, когда всё это ушло в небытие, я понял, что нужно заниматься молодежью, и я знал, как. Мы ходили в экспедиции с детьми из неблагополучных и многодетных семей, с детьми, которые стоят на учете в ПДН.

День рождения «ЮННЫ» 22 ноября 1990 года – мы празднуем каждый ноябрь, городские власти нас поддерживают в организации праздника. Ребята, которые занимались у меня, приходят, чтобы нас поздравить. Как-то я сказал им: «Я учился у вас, воспитывая вас. Поверьте, все было взаимно».

Грант от РГО я получил как действующий учитель географии, как человек, который давно и плодотворно в педагогике – у меня на счету 117 экспедиций и более двух тысяч воспитанников.

фото5

Трудности в работе, конечно, тоже есть. С каждым годом все сложнее организовывать проекты. Я работаю с детьми из малообеспеченных семей – это и было основной моей целью – и организация того или иного мероприятия постоянно связана с поиском спонсоров и меценатов. Проекты получаются очень дорогими, в основном из-за транспортных расходов, без спонсоров их организовать невозможно. И людей, готовых помогать, становится меньше и меньше. Мы не опускаем руки и продолжаем бороться. Недавно узнал о проекте Русского географического общества «Литературная география». Я сразу отреагировал, собрал ребят и отправился с ними в экспедицию по Ростовской и Волгоградской областям, по шолоховским местам. В Волгоградской области мы стали победителями, в России «ЮННА» стала одним из 15 лучших конкурсантов.

Мне кажется, что, чтобы состоятся в профессии учителя, нужно полностью отдаваться своей работе с открытым сердцем. Когда учитель становится для ребенка позитивным примером, ученик сам тянется к новым вершинам. Я в этом убедился на собственном примере: 12 моих учеников «заразились» любовью к миру, к родине, путешествиям и закончили Волгоградский социально-педагогический университет. И мне приятно, что они пошли по моим стопам, продолжая мое дело. Ведь оно того стоит.

фото6

Текст: Валерия Митина