Рейтинг@Mail.ru

Вечное призвание чистого разума

24.09.2016

Учителя МБОУ «Гимназия города Мценска» рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются, о любимой работе, о ЕГЭ и причинах, по которым не ушли в бизнес.

Юрий Майоров, учитель математики

фото8

Я, когда еще в школе учился, думал, что буду работать машинистом. Я и сейчас уверен – за что бы я тогда не взялся, у меня бы получилось, я всегда был целеустремленным человеком. Но так сложилось – моя учительница убедила меня, что и мое призвание – работать с детьми. Она, конечно, оказалась права. Сейчас я не вижу для себя другого дела. Я еще сначала раздумывал, физику преподавать или математику, выбрал второе.

Я очень люблю то, что делаю. На своих уроках я всегда стараюсь держать нужный темп, не даю ученикам засматриваться в окна или рисовать в тетради, я постоянно концентрирую их внимание на доске, вызываю одного за другим, уделяю внимание каждому. Математика – наука, которая не терпит невнимания. Особенно это геометрии касается. Упустил ты самое начало, эти простейшие аксиомы – дальше ты не пойдешь, это как снежный ком. Нет одного звена в цепочке, не будет и всей цепочки. Я стараюсь приучать детей не списывать, думать, всегда говорю им: «Обманывая учителя, в дураках остается ученик». Ведь основная моя цель – научить ребенка думать. В математике нельзя просто все заучить, прочитать, вызубрить. Если ты не хочешь включать мозги, воз не тронется.

Относительно ЕГЭ я – реалист. Я не один год проверяю ЕГЭ по математике, со мной постоянно еще один мужчина-коллега работает. Мы подшучиваем друг над другом: «Что, решил С4?». Понимаю, что на 100 баллов ЕГЭ по математике решить практически нереально, учителю – и тому не всегда по силам. Вот, кстати, совет хотелось бы дать учителям: если что-то не получается, какая-то тема не идет, не бойтесь ходить на урок к коллегам. Я, например, с удовольствием такие «открытые уроки» даю другим учителям математики, поделиться опытом всегда приятно и полезно.

фото10

Ребята часто спрашивают меня: «А как нам эта ваша математика в жизни вообще пригодится?».  Да и вообще это довольно распространенный вопрос школьников во все времена к учителю математики. Здесь, конечно, дело будущего профессионального пути. Многие мои ученики закончили ведущие российские ВУЗы – Бауманку, МИСиС, МФТИ – и никогда, наверное, не задавались вопросом, зачем им учить математику. А ребятам, которые свой профессиональный путь не собираются связывать с техническими специальностями, я рассказываю, как быстрее продавщицы считаю в магазине стоимость куска сыра и сдачу с пятисот рублей. А она это делает на калькуляторе. Это, вроде бы, незначительно, но их такие истории вдохновляют.

Наверное, нет таких учителей, которые не любят свою работу. Многие у нас за полторы ставки получают 18 000 рублей. Что это, если не любовь к профессии? Я – мужчина, а мужчины в педагогике очень редки. Многие ездят из Мценска в Москву – работают в охране, получают гораздо больше, чем я здесь. Я их понимаю, но и свою работу не оставлю ни за что. Правда, хотелось бы, чтобы государство, наконец, повернулось к учителю лицом, иначе учить детей будет просто некому. Педагогический состав в школах заметно сокращается – если несколько лет назад в нашей гимназии было пять учителей математики, то сейчас нас двое. Это же о чем-то говорит.


Елена Артемова, учитель русского языка и литературы

фото11

Мне кажется, что меня в педагогику привело не просто желание быть учителем. Моя мама была учителем начальных классов, и, наверное, это призвание и мне передалось. Я с детства обожала проверять тетради. Мне все это безумно нравилось. Хотя, например, тетради по русскому языку приходится проверять гораздо дольше, чем например, тетради по математике. Мой муж – учитель математики как раз. И мы с ним, бывало, сядем вместе, и начинаем проверять тетради. Он две стопки проверит, а я только первую заканчиваю. А дочери как-то предложила, когда та еще в школе училась и искала свое призвание, тетради проверить – она отказалась наотрез, неинтересно, и всё тут. В девяностые, в очень непростой для страны период, когда нам не платили зарплату, когда, казалось, все уходит из под ног и можно было начать свой бизнес, уйти из педагогики, я не ушла. Я поняла, что больше ничем не могу и не хочу заниматься.

Литература – совершенно удивительный предмет, я его особенно люблю. Это ведь единственный предмет, который касается души. Его с одной стороны нелегко преподавать, а с другой – очень интересно. Ведь все, о чем говорит литература – это жизнь, чувства, это то, что не чуждо любому подростку. Разве кому-то из ребят может быть неинтересна тема любви или дружбы, преданности, призвания, верности? Важно, конечно, чтобы и учитель был увлечен тем, что делает. Я очень люблю русскую классику, а моя любовь передается детям. Да и вообще, с учениками всегда приятно поговорить, особенно, если это разговор о главном. Литература – это ведь настоящий жизненный опыт, который можно перенять у Печорина, у Желткова, у Онегина. Ведь каждый, наверное, попадал в ситуацию, когда приходится, как Онегину, задуматься: стоит ли дорожить «постылой свободой» или откликнуться на чувства? Литература – это колоссальный опыт, яркая жизненная палитра.

фото12

С ЕГЭ у меня проблем нет – я всегда иду с классом по программе, а к госэзамену готовлю в дополнительные часы в рамках элективов. Я стараюсь не касаться темы подготовки к ЕГЭ на основных уроках, выстраиваю в головах детей цепочку, картину мира. Литература не может быть вырвана из контекста, важно понимать, как литературный процесс от «Слова о полку Игореве» перешел к Пелевину. Я не могу пожертвовать Серебряным веком ради отработки заданий из части С, например, это же несправедливо. И это не отражается  на результатах ребят плохо: среди моих учеников есть стобалльники и выпускники  лучших ВУЗов страны.

Русский язык – вообще моя давняя и абсолютная любовь. Результат учеников, конечно, во многом зависит от пособия, по которому они учатся. Мы на уроках используем учебники Бабайцевой  Издательской группы «ДРОФА»-«ВЕНТАНА-ГРАФ». Хорошие, стройные и обстоятельные.  К слову об учебниках, было бы здорово, если бы ребенок мог не таскать такую тяжесть за плечами. Я все время смотрю на ребят и от всей души жалею. Страшно, когда ребенок ежедневно несет в школу пятикилограммовый рюкзак, пакет с формой для физкультуры в одной руке, пакет со сменкой – в другой. Надеюсь, когда-то будет найдено решение, когда ученик сможет в одном гаджете носить свои учебники. Интерактивность – это очень здорово. Главное, правда, чтобы всегда звучало учительское слово.

Ведь это очень важно.


Текст: Валерия Митина