Рейтинг@Mail.ru

12 апреля 2017

День учителей МХК, музыки и ИЗО Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Утро началось с вдохновляющей лекции «Национальные образы в контексте традиционной музыкальной культуры» профессора кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института искусств МПГУ Елены Николаевой. Все началось с притчи: один профессиональный русский хор с удовольствием исполнял испанские народные песни. Однажды их услышал испанец - и осторожно объяснил хормейстеру, что они поют не как испанцы. Он провел всего одну репетицию - и песни зазвучали иначе.

- Мы с вами говорим на уроках, что для музыки нет границ, в том числе между народами и государствами. Но чтобы перестать быть отстраненным слушателем и действительно понять музыку мира во всем ее многообразии, нужно перейти эти границы, - заявляет Николаева.

Сейчас в каждой российской школе учатся дети разных национальностей. Они поют вместе с нами русские песни, но в душе у них могут звучать совсем другие мотивы, для нас незнакомые. Ведь у каждого народа свой регистр, тембр, свое интонирование.

Елена Николаева приготовила для слушателей чудесный сюрприз: уникальную подборку народных песен со всего света, исполненных детьми и детскими хорами. Как зачарованные, учителя слушали музыку Бразилии, Канады, Индии, Ирана, Малайзии, Ганы, Нигерии…

- Обратите внимание на гласные, - комментирует Николаева. - Как они произносятся! Открытая манера, сомкнутые губы, носовые звуки, монотонность… на таком материале можно показать детям самые разные тембровые окраски, разное качество звука.

Оказывается, сложнее всего русским детям исполнять китайские песни. А вот африканские они осваивают быстрее: главное - разобраться с ритмом, услышать слабую долю. Давая детям слушать исполнителей со всего света, мы воспитываем у них чуткий тембровый слух.

Педагоги ИЗО в это время слушали лекцию «Инновация и интеграция учебников по ИЗО». Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Любовь Савенкова рассказала об интегрированной программе РАО по ИЗО, с ее необычной структурой организации учебного процесса. Здесь все не так, как мы привыкли: нужно наладить взаимодействие с другими предметниками, чтобы говорить на актуальные для детей темы, с разных сторон раскрывая универсальные понятия формы, динамики, ритма; придется на каждом уроке использовать предметно-пространственный подход - но и результат превзойдет все ожидания. Успехи программы уже ощутили на себе 50 экспериментальных школ РАО. Целостная и полная картина мира, свободное владение языком искусства, смелость и готовность воплотить свои фантазии в художественном произведении - все это умеют дети, прошедшие интегрированный курс.

В это время декан факультета искусств Шуйского филиала Ивановского университета Людмила Ершова объясняла слушателям принципы УМК «Изобразительное искусство» издательства «Просвещение». Здесь - акцент на знания, много теории, примеров, рассуждений. Чтобы связать русское национальное искусство с мировым, авторы учебника серьезно подошли к выбору тем: здесь и русская природа, и животный мир, и календарные праздники, и русский быт. Вместе с этим - смыслы древних орнаментов, египетских, античных, а вместе с ними и славянских. Детям предлагаются занимательные задания: сравнить болгарские орнаменты с дневнегреческими, создать панно-панораму веселой масленичной ярмарки, а кроме того - придется регулярно зарисовывать по памяти, используя практические советы из учебника.

Ярким событием дня стало выступление профессора Эдуарда Абдуллина, заведующего кафедрой методологии технологий педагогики музыкального образования Института искусств МПГУ. Профессор представил педагогам новую модель музыкального образования школьников - свою авторскую методическую разработку. В ее основе лежит использование пяти базовых видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, пластическое интонирование, драматизация песен и игра на народных инструментах. Основная миссия курса - поднять общий уровень культуры ребенка через музыкальную культуру.

По мнению Абдуллина, нельзя строить урок на двух видах деятельности: слушании и пении. Во-первых, не у всех детей в общеобразовательных школах слух в порядке, а во-вторых - некоторых музыка поначалу просто «не берет»: таким детям нужно прививать вкус постепенно, без спешки и перегибов:

- Никакого насилия в отношении музыки быть не может! Я за свою жизнь навидался, что такое насилие и что из этого бывает.

Особенное внимание профессор уделяет возможности пластически проживать впечатление от музыки: когда ребенок, слушая композицию, пытается выразить свои чувства в телесной импровизации, учитель сразу видит, что ребенок действительно слышит, более того - сам исполняет музыку посредством своего тела.

Конечно, многие вещи учитель должен и показывать, и объяснять - но все это сработает только в том случае, если дети вас полюбили, отмечает Абдуллин. В заключении лекции профессор пригласил всех заинтересовавшихся педагогов обращаться к нему и посмотреть, как методика работает в реальных школьных классах.

Наконец, актуальная новость для педагогов старшей школы: вышел в свет УМК «Дизайн» для 10-11 классов. Его автор, Григорий Гуров, рассказал о возможностях нового курса на лекции «Дизайн - новый предмет по выбору в старшей школе». По словам автора, у созданного им курса есть огромный социализирующий потенциал, это важный шаг в области профориентации школьников. Ведь цель профильного обучения - не получение профессии, а самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. Известно, что множество детей хотят быть дизайнерами (а девочки уточняют, что будут модельерами одежды): вот пусть и попробуют, что их ждет! В содержании курса - основы композиции, приемы работы с цветом и цветовым кругом, проективные задачи по архитектуре и графическому дизайну. Много задач, развивающих воображение и творческое мышление: например, как показать бодрость, медлительность, тягучесть, радость, грубость при помощи цветовых абстракций.

Гуров призывает: пусть в первых практических работах школьников будет много детскости, наивной смелости - это хорошо! И не стоит бояться аллегорических мотивов, например, в архитектурных макетах.

- Сейчас в специальных магазинах продается множество фигурок, элементов, доведенных до совершенной достоверности. Нам они не так нужны: виноградная ветка со съеденными ягодами, выкрашенная белилами, отлично зайдет за куст. А городской ландшафт прекрасно показать полосками бумаги. Аллегоричность приветствуется!

Что касается промышленного и индустриального дизайна, то для него у большинства школ нет возможностей: лепить чашки из пластилина - занятие скучное и неэффективное. А вот если в школе есть 3D-принтер, то на нем заниматься можно и нужно. Хотя, представления о профессии дизайнера дети получат и так, просто занимаясь по новому учебнику.

…Еще одно интересное наблюдение. День учителей музыки, МХК и ИЗО несет в себе мягкую, расслабленную атмосферу - видимо, потому что по этим предметам не сдают ЕГЭ. По той же причине в этот день на выставке-ярмарке пользуются спросом не сборники задач и карманные справочники, а яркие плакаты, умные головоломки и альбомы по искусству. И это тоже очень, очень приятно!

Информацию о Дне учителя МХК, музыки и ИЗО смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф /2017-04-12-1529436#section-13

Александра Чканикова

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон