Рейтинг@Mail.ru

20.04.2017

День учителя физической культуры Российская Федерация

Педагогический марафон 2017

Если в царской России учителей музыки, рисования и физкультуры оценивали выше, чем других предметников, как людей искусства, – еще бы, ведь они обладают талантом и учат тому, что каждый берет в свою жизнь до конца, – то в сегодняшней школе их положение незавидно. Невысокая оплата труда, огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, необъятная внеурочная работа и бесконечная отчетность. Судя по выбору, который делали учителя сегодня, самая актуальная тема – проекты по физкультуре…

Проекты по физкультуре переводят регистр усилий педагога в план осознанности и осмысленности обучения двигательным действиям. И тут две преграды.

Первая. Принято, что на физкультуре обучают методом показа, дети учатся, подражая. Но задумывается ли педагог о восприятии детьми своего показа двигательного действия перед стоящими в шеренгу детьми? Что с краю его видят иначе, чем из середины? Информирует ли о сложности и травмоопасности того или иного элемента? А ведь некоторые действия на взгляд незаметны, как в позе «упор-присев», например. Тут поможет протоколирование действия. Или такое правило - знаем ли: чем меньше возраст, тем короче должно быть предъявление. Есть ли понимание того, что одни дети воспринимают детали действия, а другие видят в общем, но не замечают детали. И вот технику схватили, а совершенствование стопорится. А кто-то еще не начал выполнять, а уже переживает о результате, боится… Многое нужно замечать и учитывать. Голова тренеру нужна. Об этом говорил А.П. Матвеев, доктор педагогических наук, профессор МГОУ. Он провел занятия «Построение проектной деятельности на уроках физической культуры» и «Формирование знаний по основам физической культуры с использованием учебника А. П. Матвеева для учащихся 10-11 класса (ОИГ «Дрофа-Вентана»).

Вторая проблема отчасти вытекает из первой: недостаточное знание возрастной физиологии и психологии учителями физкультуры. «Учителя не знают, как происходит двигательное действие, какие вызывает мышечные ощущения - работают в пространстве, а надо и во времени», - это слова А.П. Матвеева. Но и на лекции Е.М. Лапицкой, старшего научного сотрудника лаборатории возрастной психофизиологии Института возрастной физиологии РАО («Применение проектной деятельности на уроках физической культуры на основе УМК «Физическая культура» В.И.Ляха), эта тема возникла непроизвольно. «Зачем это надо, - спрашивал учитель, - предлагать ребенку наблюдать, измерять рост, вес, пульс, осанку, самочувствие, работоспособность… заполнять таблицы, составлять графики? Не лучше ли поотжиматься, повисеть, пробежаться…». Лектор заговорила о возрастных особенностях (организм растет скачками), о том, как интересно ребенку изучать самого себя, о том, как важно не потерять адекватность самооценки с ранних лет. Был рассказан опыт одной учительницы, которая давала детям задания на двигательную активность домой, а перед уроком они брали из коробки один из разноцветных значков - самооценка. И когда ей сказали «они же вас обманывают», она проверила одного на выбор - оказалось, он оценил себя ниже, чем педагог. А еще участники марафона вспомнили о том, что когда-то вели, а некоторые ведут и сейчас (поднимали руки) свои спортивные дневники, и это хорошая привычка, почему не дать попробовать ученикам.

Но тут уже речь пошла о второй цели предмета - обучить ребенка самому заниматься своим здоровьем, а не только развить его двигательные качества. А формирование знаний о физкультуре как части человеческой культуры, как средстве подготовки к предстоящей жизни, как культуре собственного здоровья и тела - это как раз проекты.

- Только где вы будете эти доклады слушать - ума не приложу. Наверное, на каких-то праздниках, соревнованиях придется ввести теоретическую мастерскую, - сокрушалась Елена Лапицкая. Кстати, она посоветовала зайти на сайт Института возрастной физиологии РАО и познакомиться с программой «Все цвета, кроме черного» (здоровый образ жизни) и Программой про питание - ценная информация для детских проектов.

Тем не менее именно двигательная деятельность - основа обучения физкультуре. Легкая атлетика, баскетбол, волейбол - Л.М. Столяр, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания МПГУ, мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике, провела мастер-классы для участников марафона. Народу там собралось больше, чем на лекции, точно, физкультура - это все же движение.

«А с проектами - не переусердствуйте», - советовали специалисты. Хотя продемонстрированный участникам предметно практический проект "Самостоятельная подготовка к соревнованиям по волейболу", выполненный девятиклассником, очень впечатлил.

Ну, так что же мы оцениваем на физкультуре? Согласно ФГОС, отметка для всех учащихся, независимо от состояния здоровья, одна - по тому критерию, который разработан учителем. Критерий один для всех, кого он обучает, по каждому виду двигательной деятельности («прыжок через гимнастического козла 70см», к примеру). Каждый ребенок должен получить возможность иметь хорошую оценку по физкультуре.

Что касается «высокой» физкультуры, в программе Дня был представлен прекрасный опыт «Активная школа: создание здоровой среды и применение здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении», ГБОУ Школа№1231.

И еще раз про ГТО: «Введение и реализация. Подготовка к сдаче норм ГТО на основе учебной литературы издательства «Просвещение» (А.П. Матвеев). Не думайте, что сдавать спортивные нормы дети будут на стадионе. Измерять силу, выносливость, гибкость и так далее будут на компьютере. Создаются автоматизированные рабочие места для подготовки и проведения тестирования физической подготовленности обучающихся образовательных организаций.

Хотя молодежи так нужны доступные стадионы…

Информацию о Дне учителя физкультуры смотрите на сайте: марафон.1сентября.рф/2017-04-20-1529436#section-4

Людмила Кожурина

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон