Рейтинг@Mail.ru

02.11.2017

Третий день Фестиваля «Учительская книга». 2 ноября: начальная школа, дошкольное образование, педагогика, психология, воспитание, здоровье детей Москва

Информация от «Первого сентября»

В этот день профессиональный разговор происходил вокруг первого опыта ученичества, благополучия детей, их развития и здоровья. Педагогам были предложены консультации и лекции о том, как помочь ученику начальной школы справиться с учебными нагрузками, какие навыки, полученные ребенком до школы, повысят его шансы на успех, как предоставить равные возможности очень разным детям. И конечно, не были забыты вечные учительские вопросы о том, как предъявлять результаты совместной деятельности педагога с ребенком. Иными словами, ВПР: к чему готовиться?

Эта тема обсуждалась на лекции «Рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по предметам: окружающий мир, русский язык и математика в 2018 году». Здесь Е.В.Волкова, учитель начальных классов ГБОУ «Многопрофильная Школа №1374», высшей квалификационной категории, председатель Ассоциации УНК г. Москвы делилась с коллегами информацией о том, как приучать детей действовать в соответствии с заданным алгоритмом. Прозвучали комментарии к различным типовым заданиям ВПР: какие из них вызывают наибольшие затруднения и как выстроить повседневную работу, чтобы успешно сдать ВПР. В частности, ведущая познакомила аудиторию с дидактическими играми для формирования учебных навыков, порекомендовала приемы, приближающие предметные знания к реальной жизни ребенка.

Участники фестиваля, стремившиеся подкрепить дидактику более глубоким пониманием деятельностного подхода, выбрали лекцию «Возможности формирования положительной мотивации обучающихся к изучению курса русского языка средствами учебника» Н.А.Песняевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

На этом занятии ведущая напомнила коллегам структуру деятельности: потребности и мотивы, цели, условия и средства, действия и операции, результат. У учебной деятельности есть свои характеристики: потребность в самоизменении, реализация в решении учебных задач, специфические учебные действия. Не нужно забывать и о ее форме - учебном сотрудничестве детей и взрослых в формате дискуссий. О том, как запустить учебную деятельность, пробудив в ребенке стремление к познанию, инициативу, шла речь в этой аудитории.

Однако бывает, что даже мотивированный ребенок сталкивается с трудностями, преодолеть которые поможет только специалист. На лекции «Нейропсихологический взгляд на обучение и коррекцию правописания и чтения школьников» А.Е.Соболева, кандидат психологических наук, директор НИЦ детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, назвала общие способности обучаемости: возрастное развитие (развитие высших психических функций) и социальное. И напомнила фактор, который влияет на оба направления, - это игра. Дети перестают играть, и это сказывается на школьных успехах. Кроме того, мы, взрослые, допускаем серьезные ошибки в обучении младшеклассников. Это безотрывное письмо, к которому ребенок не готов. Это нормативы скорости чтения в ущерб содержанию. Это изучение фонетики в начальных классах, результат - фонетическое письмо вроде «йожыка», ведь первоклашки не умеют действовать по правилам в соответствии с образцом.

Ведущая перечислила ошибки, частое появление которых мы должны понимать как призыв ребенка о помощи. К примеру, неправильное разделение слов, несоблюдение границ полей, зеркальное письмо, перестановки слогов, пропуск и замена букв, нелогичные ошибки, ошибки при знании правил, несвязные тексты, нелюбовь к чтению, неразборчивый почерк. Они могут стать поводом для обращения за консультацией. Кроме того, ведущая сделала обзор игр, которые помогают справиться с подобными проблемами.

С трудностями действительно лучше справляться, улыбаясь и играя. Учителя хорошо это понимают и стремятся обогатить свою палитру педагогических красок. Доказательством стал аншлаг в аудитории, где проходил мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста. Управление вовлеченностью», который проводил О.Я. Огородник, педагог, режиссер и сценарист проекта «Академия Монсиков». На этом занятии педагоги учились сочинять истории, узнали законы построения сценария: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Все постигали на практике - сочиняли историю про мальчика Васю, который не чистил зубы, сражался с монстрами и был спасен принцессой Дент. История получилась живой, увлекательной и содержала немало полезных сведений.

Совсем как этот многообразный и насыщенный день Фестиваля.

Елена Куценко

Фестивали и форумы

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон