Рейтинг@Mail.ru

13 апреля 2012

13 апреля — День школьной администрации

Педагогический марафон 2012

С его лекции «Управление школой в условиях изменений. Преодоление имитаций» все и началось. Тема, что называется, не в бровь, а в глаз. Имитация настолько пропитала все поры школьной жизни, что поди ее отследи. Но Ефим Рачевский обнаруживал «кусочки имитации» на раз:

- 75% школ имеют управляющие советы, это строчка из доклада для комиссии при президенте, который на днях президенту и передадут. А скажите, - обратился лектор к залу, - у кого управляющий совет принял решение о том, что бюджет школы на 2012 год надо переделать? Ни у кого. У кого управляющий совет сделал представление об увольнении сотрудника? Одна рука. У кого принял решение на два дня продлить учебный год из-за майских праздников? Ага. Нет у нас управляющих советов…

А все мониторинговые дела? А фиктивные отчеты? Явные имитации. Много красивого во ФГОСах, но кто это обеспечит? Учителей готовили на скорую руку, часть вообще неспособна переучиться - а когда спросят, с учителей же и спросят, что будет? Имитация.

К имитации многое подталкивает в системе. Что, например, будет в 2014 году, когда нынешние первоклассники придут в пятый класс? Как их будут учить? Задумывается кто-то?

Имитация делает людей несвободными, зависимыми. Психологическое обоснование тому, что учитель, начиная урок ли, тему, курс, не сообщает детям, чему они научатся через час, через месяц, в конце года. Культуры целеполагания нет.

Есть в школе техника - она зачем? Меняет ли она педагогический дизайн?

В качестве примера Ефим Лазаревич рассказал историю о том, как в одном младшем классе его школы долго мучились с тем, как повесить смарт-доску: и выше, и ниже, и со ступеньками мучились - наконец, учительница решила: ковер! Все сидят и всем видно, удобно подходить. Но дальше потребовались парты на колесиках. Купили. Расселись - и оказалось, работа в группах стала возникать сама собой, органично.

То есть ко всякой штуковине, поступающей в школьный обиход, надо приложить голову и душу. Это - инновационность. Другое - имитация инновационности.

- Я рассказываю о том, что вы все знаете. Но я зря отнял бы у вас время, если бы не предлагал выходы. Имитации противостоит адекватность и здравый смысл. Более того, в новом законе «Об образовании», который должен быть принят в конце месяца, антиимитационные решения есть.

Ждем закона и идем дальше.

Круглый стол «Современная школа: ресурсы развития образовательной среды урока (поиск, находки, проблемы)» вел Петр Третьяков, профессор кафедры управления развитием образовательных систем МИОО. Первая часть была исключительно монологической, однако намек на диалог вызвало выступление профессора Валерия Лебедева с презентацией о технологиях для ФГОСов, а потом и разговор завязался.

Пафос Петра Третьякова был в том, чтобы слушатели-администраторы видели, где в уроке учителя «хорошо», а где «плохо». Потому что если брать традиционный урок, то по Третьякову там будет все плохо: цели для ученика в целеполагании урока нет, места в содержании ему не находится, методы опять же такие, которые идут от учителя и ему удобны, формы организации какие угодно, только не парные и групповые (самые нужные для ученика). Зато приятное впечатление у проверяющих.

Но есть ли в классно-урочной системе ресурсы для изменения положения, для того, чтобы ученик смог на уроке обрести субъектный опыт? Есть, и дальше было очень интересно - о том, как создавать (сначала проектировать) зоны активного развития ученика на уроке. Главное, не важно, в какой технологии вы работаете - тут как раз из всех копилок высыпать полезно. Важно - чтобы это работало на окультуривание и гуманизацию процесса. Ученый говорил:

- А то некоторым странно: учитель пришел, спрашивает детей, какое у них самочувствие, готовы ли они начать урок, просит посмотреть друг на друга - кажется, зачем он тратит время? Но взаимодействие так и начинается, не иначе. К сожалению, основной метод большинства учителей - воздействие. И в результате потовыжималка для всех.

О том, что «комфортное обучение» не расслабленное, не вполсилы, не простенькое, в этот день говорили на разных площадках. Наоборот, когда ученик чувствует себя, воспринимает себя, продвигает себя - он здесь не лишний, все здесь для него. В лекции«Развитие вариативной образовательной среды учебного занятия» Марина Бодряшкина, соискатель кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, приводила пугающие данные об уровне состоянии тревожности детей в школе: «9» по десятибалльной шкале. Это страх, это гормоны, это физические недомогания. Почему? Среда однообразная, однотипная, негибкая. Неадаптивная, то есть. Не подходит ребенку. Доказательства приводить не хочется, статистика у лектора была совсем уж удручающая: и репродуктивные задания, и неграмотная постановка задач, и отсутствие оперативного поиска… больше, чем у половины учителей все плохо.

- А что ты сделал для личностного роста ребенка? - задавала лектор аудитории вопрос, с которым каждый учитель должен идти в класс. И это тот аспект, который в первую очередь должен интересовать внешних экспертов урока.

В общем, хорошо - ценить учителя не давящего и манипулирующего, а организующего субъективный рост ребенка. Непонятно пока, как научиться это видеть в уроке.

Отчасти ответ на вопрос прозвучал в лекции «Формирование у учащихся умения работать с информацией» Ольги Митрахович, преподавателя кафедры управления развитием образовательных систем МИОО. Уместно напомнив о том, что в основе любых техник, методик, подходов, хоть бы и новых, фгосовских, лежат серьезные философские концепции и теории, она заговорила о Петре Гальперине и Василии Давыдове, идеях и смыслах развивающего обучения, которое, как и многие другие педагогические шедевры существуют в нашем сознании на уровне «а, да, что-то такое слышали». Но ключ ко многим современным требованиям там: самостоятельный поиск ребенком способа действия. Сказать легко, а как научить? Ольга Митрахович учила. Например, выводила на экран слайды с таблицами или диаграммами и спрашивала, что здесь не так. Тот момент, что с критическим мышлением у нас у всех не очень хорошо опустим, однако понять, как нами манипулируют через картинку, все же получалось - хотя бы понять способ действия авторов, заодно - цели.

В этом году не было большого ажиотажа по поводу электронизации системы управления ОУ, видимо, все что-то у себя уже устроили, тем не менее, представителей Фирмы «1C», группы компаний «Аверс», компании «ФИЗИКОН» (они делали упор на возможностях дистанционного образования) люди пришли послушать.

На закрытие Марафона-2012 приехал Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы. Приехал для живого разговора с практиками, и он состоялся. Прозвучало немало острых вопросов: слияние слабых и сильных школ идет болезненно, чего ждет руководство столичного образования от этого процесса? Это способ сокращения неэффективных кадров? На самом деле - нет, и если насчет кадров, то проект Большая Москва призовет тысячи учителей. От слияния ожидается некий «третий результат», это не перемешивание. Важен сам момент обновления школьного пространства. Обновление, как ожидается, произойдет за счет постоянных открытых обсуждений всех проблем в коллективе.

Тут же всплыла проблема учета родительского мнения. Исаак Калина уверил, что мнение родителей руководство изучает тщательно, «вы даже не представляете, насколько». Другое дело - манипуляции родительским мнением со стороны администрации школ, когда его поднимают на щит в отстаивании собственных интересов.

И далее по разговору выходило, что руководитель Департамента - враг вранья, приписок, подхалимажа. Будь то вопрос: «Можно ли ставить двойки?» - ответ: надо всегда называть вещи своими именами, иначе мы можем навредить ребенку. Будь то отношение к методическим службам - толку никакого, висят бременем на системе образования, так что окружных методистов надо отправить в школу, если, конечно, они смогут там работать. К тому же сегодня средства IT позволяют оптимизировать методическую работу куда как с большим эффектом. И про отчеты: оказывается, в московском Департаменте настоящая революция: 10 человек уволены из департамента только за то, что требовали со школ «лишние отчеты». И теперь без специальной подписи ни один отчет нельзя затребовать.

В то же время чувствовалось: расслабляться в притяжении такого руководителя все равно нельзя.

Однако, как говорилось в этот день по другому поводу, мечта всегда бежит впереди.

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон