Рейтинг@Mail.ru

8 апреля 2016

День учителя литературы Москва

Педагогический марафон 2016

Видимо, поэтому участники проявили такой интерес к лекции «Ребенок с СДВГ на уроке литературы: как помочь?». Казалось бы, не так уж много среди наших детей носителей этого диагноза, хотя одна из участников в ходе обсуждения эмоционально воскликнула: «Да у меня весь класс такой!». Но в аудитории было тесно от желающих послушать, известно ведь, что методики, придуманные для особых детей, отлично работают и с обычными ребятами. Об этом же сказала ведущая занятия Ирина Лукьянова, учитель литературы московской школы «Интеллектуал»: «Это нужно всем, а детям с СДВГ - особенно».

Основные симптомы, указывающие на эту особенность: гиперактивность, импульсивность, невнимательность, которые проявляются регулярно. Такой ребенок все время совершает мелкие бессмысленные движения, не способен к самоконтролю, планированию, у него плохо развита рабочая память и ощущение времени. Он ведет себя соответственно возрасту, который на 30% ниже реального. То есть, ЕГЭ сдает «шестиклассник» - по уровню взрослости.

Понятно, что такой ученик далеко не подарок. Уже в первые годы учебы ребенок становится изгоем или классным шутом, убедившись в том, что «его никто не любит». А родители, приходят в школу, демонстрируя смесь привычной вины, затравленности и защитной агрессии - «с гордо поджатым хвостом», по определению Ирины Владимировны.

Чем же может помочь в этой ситуации педагог, как ему строить работу? О секретах такого нелегкого взаимодействия участники этого дня узнали довольно много: конспектировали, то и дело фотографировали слайды презентации. Да и потом весь день в перерывах горячо обсуждали услышанное.

Не меньший интерес участников Марафона вызвали встречи, где ведущие говорили о новых формах учебной работы ребенка.

На лекции «Применение интерактивных технологий на уроках литературы» Ольга Донскова, главный методист по русскому языку и литературе Объединенной издательской группы «Дрофа-Вентана» сначала рассмотрела общие подходы к подобным технологиям.

Она напомнила коллегам, что диалоговые технологии активно входят в школу, вовлекают ребенка в процесс образования. При пассивном обучении человек усваивает 30-35% материала, а при активных стратегиях - 85-95%.

Меняется и сама архитектура урока: дети осваивают новый материал в парном и групповом взаимодействии, а учитель играет роль тьютора. В качестве примера прозвучали такие формы интерактива, как мозговой штурм, «междусобойчик», «карусель», «аквариум». Конечно же, любые новые формы, входящие в устоявшуюся жизнь, несут с собой помимо позитивных изменений некоторые трудности. Ведущая проанализировала их и дала рекомендации, как организовать работу, адекватно оценивать ее, поддерживать дисциплину, рассчитать темп занятия. Особое внимание уделила распределению времени на интерактивном уроке.

Эти общие рекомендации получили практическое подкрепление. Иллюстрацией стал урок литературы «Лирика XX века» в 5 классе. Учителя, пришедшие на лекцию, имели возможность проследить весь ход урока по этапам - от постановки цели до подведения итогов. Особенно важны для учителей-практиков были попутные комментарии, например, «...в этот момент может возникнуть хаос, но все придет в норму» или соображения о том, как лучше делить детей на группы, что происходит при распределении ролей.

И, конечно, немалый интерес вызвал заключительный этап урока и содержание проверочных заданий. На их основе дети и учитель понимают, каких результатов достигли.

Разговор об инновационных формах взаимодействия учителя и ребенка продолжился на лекции кандидата педагогических наук, доцента Института филологии и иностранных языков МПГУ, Елены Ерохиной «УМК «Литература» под редакцией Г.В.Москвина: организация проектной деятельности и исследовательской работы».

На этой площадке участники Марафона получили профессиональный комментарий относительно того, что такое проектная деятельность и исследовательская форма работы. К сожалению, в педагогической практике их часто смешивают.

Кроме того, нужно различать проблемное и исследовательское обучение. Ведущая наглядно, с опорой на таблицу, показала, что входит в деятельность учителя и ученика в процессе проблемного обучения. В чем же его отличие? Дело в том, что для исследования характерна иная позиция ученика: здесь инициатива принадлежит ему. А миссия учителя заключается в том, чтобы «побудить ребенка смотреть на мир глазами исследователя». Оба они становятся субъектами образования. Курируя исследование, педагог тоже может узнавать и открывать для себя что-то новое. Ребенок же получает возможность погрузиться в субкультуру научной деятельности, он постигает принципы, традиции, нормы исследовательской работы.

Учителя, не отрываясь, конспектировали рекомендации, что нужно учитывать, взявшись за сопровождение детского исследования, какие шаги предстоит пройти на этом пути. Некоторым ведущая уделила особое внимание: как определить область интересов, нащупать проблему, построить гипотезу, наметить план действий.

Подробно Елена Ерохина остановилась на обсуждении педагогического смысла исследования, на анализе позиций ученика и учителя.

Чтобы еще раз, уже на практике подчеркнуть отличие этой формы, она вернулась к теме проблемных вопросов, перечислила требования к ним (емкие, сложные, но посильные, интересные). И продемонстрировала поэтапный ход размышления при работе над проблемным вопросом.

Учителя увидели путь к освоению исследовательских умений с помощью продуманной работы, которая погружает «ребенка в мир не открытых истин».

Елена Куценко

Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон