Рейтинг@Mail.ru

1 февраля 2017

Как развить самостоятельность у ребенка? Российская Федерация

Информация от «Первого сентября»

Вопрос воспитания самостоятельности и ответственности - задача, которую необходимо начинать решать еще в детском возрасте, причем с самых ранних лет (просто степень ответственности будет расти вместе с ребенком). И основными врагами в этом процессе являются столь любимые многими директивный стиль воспитания и критика.

Очевидно, что родителям намного удобнее контролировать все происходящее с ребенком, а то и просто делать что-то за него: собирать в школу, заполнять тетради и даже выбирать подарки на дни рождения его друзей. Насколько часто, к примеру, можно услышать подобные упреки школьнику в начальных классах: «Вот видишь, доверили тебя уложить все в пенал самостоятельно - и что в результате? Фломастеры забыл!» Именно такая позиция взрослых гасит у ребенка желание делать что-либо самостоятельно («Все равно же не получается, к чему и стараться!»), в результате же не формируются необходимые навыки.

Необходимо понимать, что именно самостоятельный сбор в школу в будущем и трансформируется в умение быстро концентрироваться и выбирать необходимое с отказом от лишнего. Конечно, без забытых вещей в этом процессе не обойтись, но все равно лучше, чтобы школьник делал это самостоятельно, пусть не сразу и не всегда аккуратно. И здесь важно терпение педагога, его способность поддержать успехи ребенка, а не критиковать. Можно сказать, что основные приобретения начальной школы - это не конкретные знания по тем или иным предметам, а самостоятельность в выполнении домашних заданий и умение планировать свой день и нагрузку (что и когда сделать).

В то же время неверной будет и противоположная позиция родителей - полное отстранение от участия в делах своего ребенка. Это не столько разовьет в нем самостоятельность, сколько лишит ощущения поддержки, которая так необходима для создания чувства уверенности и защищенности, помогающей и в детстве, и во взрослой жизни. Другими словами, лучше всего придерживаться «золотой середины»: с одной стороны, помогать ребенку, но не делать вместо него, с другой - предоставлять ему определенную свободу своих действий и давать возможность совершать ошибки. Мы ведь знаем, что не делает ошибки тот, кто ничего не делает.

Свобода выбора особенно важна в сфере внешкольных занятий. Нередко родители сами определяют, чем должен заниматься их ребенок в свободное время. При этом в большей степени ориентируются на свои интересы. Будь то спорт, наука или искусство, никакие возражения ребенка родителями не принимаются всерьез. В результате, вырастая, человек не умеет не только выбирать, но и просто понимать свои желания.

В этой связи возникает еще один вопрос: что же делать, когда ребенок «скачет» с места на место - переходит из одного кружка в другой? Это нормально - ребенок только пробует различные занятия «на вкус», и вполне очевидно, что ему любопытно и интересно многое.

Конечно, может проявиться в таком поведении и желание избежать трудностей, которые появляются в любом занятии: определенная рутина чаще всего связана с необходимостью оттачивать мастерство. В такие моменты родители вполне могут помочь ребенку, поддержав его мотивацию: напоминая о цели, которую он себе выбрал (при занятиях в музыкальной школе, к примеру, необходимы посещения концертов) и отмечая реальные успехи в продвижении по этому пути.

Не стоит забывать, что ребенок учится, смотря на то, как ведут себя взрослые, поэтому если самим родителям свойственно усердие в достижении целей, то им скорее удастся научить, как не пасовать перед трудностями.

Вопрос разделения между самостоятельной деятельностью и выполнением конкретных заданий не менее, а то и более сложен для педагогов, которые руководствуются учебным планом и зачастую просто не имеют возможности пускать процессы на самотек.

Прекрасной возможностью для них могут стать внеклассные занятия и встречи, на которых дети проявляют себя более свободно. Рассмотрим в качестве примера организацию праздничного концерта. При определении его будущего сценария у педагога есть различные варианты: он может сам выбрать номера и постановки и раздать роли детям, а может предложить им самостоятельно решить, что будет представлено в концерте. Через несколько дней в классе можно обсудить варианты и выбрать какой-то один или составить общий. Второй, более творческий подход не только больше увлечет детей, но и будет способствовать выработке ответственности, умения выбирать и взаимодействовать со сверстниками.

Еще одной важной задачей является установка обязанностей ребенка. И если школа с этим вполне справляется, то в семьях с обязанностями бывают проблемы. Например, любящие родители хотят создать для своего сына или дочери абсолютно беспечную жизнь, оградить от сложностей окружающего мира и подарить максимально веселое и беззаботное детство. Или же взрослым просто не хочется лишний раз сталкиваться с противодействием ребенка - например, молчаливым отказом мыть посуду или убираться в комнате. Может играть определенную роль и высокая тревожность родителей, которым психологически легче все сделать за ребенка. И если в раннем детстве последствия такого подхода не столь очевидны (хотя их уже можно заметить), то в подростковом они могут стать критичными, не говоря уже о неумении организовывать себя и придерживаться определенных правил во взрослой жизни.

Что же в этом случае необходимо делать родителям? Прежде всего, выделить посильную часть обязанностей по дому и позволить ребенку столкнуться с последствиями своих действий или бездействия (например, если он не вымыл за собой посуду- ужин ему накладывать не во что, не взял учебник - пришлось просить одноклассников или идти в школьную библиотеку). Плохой, по мнению родителей, результат - тоже нужен, чтобы ребенок научился понимать причинно-следственную связь между тем, что он делает, и какая ситуация создается в результате.

Но всегда ли самостоятельность ребенка зависит исключительно от стратегии, выбранной взрослыми? Разумеется, нет. Например, тревожный ребенок, желая избежать неудачи, стремится отказаться от выполнения каких-то заданий, он словно прячется за спины взрослых, перекладывает задачу и ответственность за результат на родителей.

Т.А. Басанова, канд. психол. наук, рассказывает о таких случаях на вебинаре «Тревожность и неуверенность детей - две стороны одной медали?». Ею предлагаются конкретные рекомендации для педагогов, которые имеют дело с такими детьми: давать отвечать на уроках в той форме, в которой он может это сделать (например, письменно), обращать внимание на его сильные стороны, отмечать улучшение результатов, оценивать результаты работы с сохранением уважительного отношения. Отмечается ею также полезность и внеклассных мероприятий с тренинговыми упражнениями, в том числе посвященными ораторскому искусству, ведь часто сложность для таких детей вызывает именно выступление перед сверстниками.

Хорошим помощником в процессе формирования самостоятельности и ответственности у ребенка является и общий оптимистичный взгляд на жизнь - он позволяет быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, находить выходы в сложных ситуациях и заводить друзей.

О формировании позитивных установок у детей и противостоянии негативному социальному внушению рассказывает на вебинаре «Оптимизм - залог успешности. Как воспитать оптимистов?» О.В. Хухлаева, доктор пед. наук, канд. психол. наук, профессор МГППУ. Оптимизм - это уверенность, и именно она позволяет повзрослевшему человеку выходить в большой мир и уверенно действовать в нем.

По большому счету, самостоятельность вырабатывается при помощи подхода, основанного на уважительном отношении и доверии к ребенку со стороны взрослого мира. И делегирование определенных обязанностей, и право делать ошибки - все это про признание за ребенком права быть самостоятельной личностью, а не марионеткой, которая выполняет удобные взрослым функции. Ребенок должен не бояться пробовать что-то новое, достигать чего-то и ошибаться - и снова идти дальше, потому что его научили, что это - нормально.

Надежда Двоскина

Школа и родители

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон