Рейтинг@Mail.ru

В Мособлдуме обсудили результаты внедрения электронных форм учебников в школах Подмосковья

06.12.2016

30 ноября 2016 г. в Московской областной Думе состоялось расширенное заседание Комитета по вопросам образования, культуры и туризма. На заседании обсуждались вопросы внедрения в общеобразовательных организациях Московской области электронных учебников. Участие в обсуждении приняли: министр образования Московской области Марина Борисовна Захарова, первый заместитель министра образования Московской области Алексей Иванович Анопченко, заместитель председателя комитета Алексей Борисович Мазуров, главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Симонович Соловейчик.

Фото 1

Фото с сайта http://www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/69407/

В настоящее время в Подмосковье в рамках реализации госпрограммы «Эффективная власть» на 2014-2018 годы проводится проект по внедрению электронных учебников «Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам». Статистика этого пилотного проекта впечатляет. На сегодня доступ к его материалам имеет 811 школ Московской области, им выдано 133491 лицензий, подключено 19116 устройств пользователей. В распоряжении учителей и обучающихся Московской области ‒ 688 учебников издательства «Просвещение» и Объединенной издательской группы «Дрофа» ‒ «Вентана-Граф» ‒ ведущих российских издательств учебной литературы. Все эти учебники входят в Федеральный перечень учебников.

Фото 2

Фото с сайта http://www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/69407/

Алексей Мазуров в своем выступлении привел доводы за и против электронных учебников. К несомненным преимуществам он отнес:

  • легкий портфель школьников (вместо нескольких учебников они могут обойтись одним планшетом);
  • повышается мотивация учеников, поскольку они привыкли к гаджетам (устройства интуитивно понятны детям; учителя, осваивая работу с гаджетами, могут говорить с детьми на одном языке);
  • учитель может стать соавтором учебника;
  • открывающиеся дополнительные методические возможности для построения и планирования уроков. За счет интенсификации учебного процесса высвобождается время для общения с учениками.

В пользу электронных форм учебников говорит и тот факт, что эту инновацию охотно поддерживают и родители обучающихся.

В качестве негативных моментов выступающий назвал дополнительную нагрузку на зрение и невозможность электронного учебника заменить общение ребенка с печатной книгой.

Фото 3

Фото с сайта http://www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/69407/

Марина Захарова подчеркнула, что на данном этапе использование электронных учебников в школах Подмосковья ‒ это эксперимент. И участие в нем принимают не все школы региона. «Если будет принято решение о том, что этот проект станет обязательным, тогда на него уже будут заложены как бюджетные, так и внебюджетные средства», ‒ продолжила министр. Она подчеркнула, что электронные учебники не могут быть полной заменой учебникам бумажным, а могут быть использованы как дополнительное средство обучения.

Своими впечатлениями о проекте и об использовании электронных учебников поделились Татьяна Ивановна Юркова, заместитель директора по УВР и учитель биологии гимназии № 6 г.Солнечногорска и Валентина Анатольевна Шикер, учитель начальных классов той же самой гимназии ‒ те, ради кого этот проект реализуется. По мнению педагогов-практиков, дети с большим азартом работают с электронными учебниками. Им это интересно. Поскольку планшеты и смартфоны стали неотъемлемой составной частью повседневной жизни школьников, бороться с этим фактом не имеет смысла. А надо, наоборот, пытаться отвлечь, «переключить» детей от игр на учебную деятельность с использованием гаджетов.

Поскольку Министерство образования Московской области реализует проект «Оказание услуги по обеспечению доступа обучающихся общеобразовательных организаций Московской области к электронным учебникам и электронным приложениям к учебникам» совместно с Издательским домом «Первое сентября», то и к выступлению Артема Соловейчика, главного редактора Издательского дома, присутствующие отнеслись с повышенным вниманием. Артем Симонович познакомил участников заседания с ключевыми особенностями проекта, со способами его продвижения:

  • 44 выездных семинара посетило свыше 2000 педагогов Московской области;
  • публикация информационных статей в федеральных и региональных источниках;
  • публикация методических статей;
  • курс повышения квалификации «Практические вопросы использования электронных учебников в образовательном процессе» окончило уже 347 педагогов;
  • по муниципальным образованиям Московской области было разослано пособие «Методические рекомендации по использованию ЭФУ в общеобразовательных организациях Московской области»;
  • организация и проведение Научно-практической конференции «Электронный учебник Подмосковья».
Фото 4

Фото с сайта http://www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/69407/

Артем Соловейчик отметил, что учителя Московской области имеют уникальную возможность первыми в стране массово использовать электронные формы учебников, накапливать бесценный, собственный опыт. По словам Артема Соловейчика, благодаря непрерывной обратной связи с учителями, участвующими в проекте, выкристаллизовались требования к электронным учебникам, к платформе, к обучающим курсам. Выступающий поделился с присутствующими своим видением перспектив развития электронных учебников. По его мнению, для качественных позитивных изменений необходимо желание и взаимодействие государства, издательств, разработчиков и школ:

  • единая платформа для электронных учебников разных издательств (федеральный уровень);
  • переход от ЭФУ к ЭУ;
  • управление устройствами учеников.

В качестве перспектив внедрения ЭФУ в Московской области были перечислены следующие:

  • курсы повышения квалификации / вебинары;
  • продолжение проекта для средней и старшей школы;
  • электронные учебники для начальной школы;
  • техническая и методическая поддержка.

Вообще-то, разработчики внимательно прислушиваются к вопросам и замечаниям педагогов, стараются максимально учесть все пожелания. В качестве доказательства этого Максим Абаляев, сооснователь компании Verimag, продемонстрировал участникам заседания большие возможности разрабатываемого его компанией образовательного программного обеспечения.

Хочется надеяться, что электронные формы учебников будут совершенствоваться; школы будут оснащены необходимыми устройствами; ученики, родители, учителя не будут испытывать страха перед новыми средствами обучения; учителя смогут по достоинству оценить дидактические возможности электронных учебников, научатся использовать их на все сто процентов и что в педагогических вузах будущие учителя смогут прослушать курс по методике использования электронных учебников в обучении.

Информацию о заседании Комитета Московской областной Думы по вопросам образования, культуры и туризма смотрите, пожалуйста, здесь:

Источник: Первое сентября