Рейтинг@Mail.ru

Colta.ru Страница 1

16.06.2015

Когда 21-летнего Эдуарда Френкеля позвали в Гарвард приглашенным профессором математики, он только оканчивал пятый курс московского Института нефти и газа имени Губкина («Керосинки»). Несколькими годами раньше, в 1984-м, его отказались принимать на мехмат МГУ вместе с другими абитуриентами-евреями (другие известные жертвы этой политики университета — сооснователи «Яндекса» Илья Сегалович и Аркадий Волож). Сейчас Френкель — профессор Калифорнийского университета в Беркли. Русский перевод книги Френкеля «Любовь и математика» вышел в издательстве «Питер». В 2014 году, сразу после публикации на английском, книга успела попасть в список бестселлеров New York Times, а в 2015-м Математическая ассоциация Америки присудила за нее премию Эйлера. Кроме русского «Любовь и математика» переведена еще на 14 языков, включая японский. Книга с использованием самых простых формул объясняет нематематикам, как устроена и чем занимается современная математика — в противовес той, которую преподают с первого класса по выпускной курс технического вуза: «Представьте себе, что в школе вас заставляли посещать “уроки искусства”, где вас учили только лишь как покрасить забор и никогда не показывали произведения Леонардо да Винчи и Пикассо. Смогли бы вы при этом научиться ценить искусство? Захотели бы вы узнать о нем побольше? Сомневаюсь». В новом ракурсе Великая теорема Ферма, когомологии пучков, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 2)» Марселя Дюшана и биография самого математика становятся деталями одного сквозного сюжета. COLTA.RU публикует несколько «нематематических» фрагментов из книги, где Френкель рассказывает, что означало заниматься математикой в Советском Союзе 1980-х и какой был контекст у массовой эмиграции ученых

04.06.2015

ПСИХОЛОГ ЛЮДМИЛА ПЕТРАНОВСКАЯ ПОГОВОРИЛА С ЕКАТЕРИНОЙ МАРГОЛИС ОБ УСЫНОВЛЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

27.05.2015

ЛИНГВИСТЫ С МАТЕМАТИКАМИ РАССЧИТАЛИ ЗОНЫ ВЛИЯНИЯ РАЗНЫХ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ. ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО ВВП И ДАЖЕ ЧИСЛО НОСИТЕЛЕЙ МАЛО ЧТО РЕШАЮТ

18.03.2015

Специальный проект «Школа 90-х», запущенный COLTA.RU, образовательным порталом «Твоя история» и фондом «Уроки девяностых», посвящен эпохе 1990-х в контексте отечественной истории. На важнейший период в новейшей истории России, на главные приметы того времени и его ключевые события мы посмотрим глазами известных преподавателей истории и литературы. Елена Исааковна Вигдорова преподает русскую литературу старшеклассникам с 1976 года. В 1984—2012 годах работала на подготовительных курсах РГГУ (до 1991 года — Московского историко-архивного института). Один из авторов книги «Грибоедов в школе».

18.03.2015

Специальный проект «Школа 90-х», запущенный COLTA.RU, образовательным порталом «Твоя история» и фондом «Уроки девяностых», посвящен эпохе 1990-х в контексте отечественной истории. На важнейший период в новейшей истории России, на главные приметы того времени и его ключевые события мы посмотрим глазами известных преподавателей истории и литературы. Александр Борисович Драхлер — преподаватель истории и обществознания Центра образования № 293, один из основателей портала «Сеть творческих учителей», объединяющего десятки тысяч учителей России и стран СНГ.

18.02.2015

Специальный проект «Школа 90-х», запущенный COLTA.RU, образовательным порталом «Твоя история» и фондом «Уроки девяностых», посвящен эпохе 1990-х в контексте отечественной истории. На важнейший период в новейшей истории России, на главные приметы того времени и его ключевые события мы посмотрим глазами известных преподавателей истории и литературы. Леонид Александрович Кацва — автор десятков учебников и пособий по истории, лауреат премии мэрии Москвы в области образования. Работает в гимназии № 1543 на Юго-Западе с 1980 года.

11.11.2014

«Сегодня снесли ВСЕ дебаркадеры на Фрунзенской набережной. Мы в числе тех, кого будут разбирать по частям. Мы дежурим тут круглосуточно. Присоединяйтесь», — пишет на своей странице в Фейсбуке Лена Кожаринова, один из педагогов-коммунаров, обосновавшихся на дебаркадере в Строгине.

17.09.2014

Я предлагаю деление всех культур на культуры полезности и культуры достоинства. В культурах полезности человек — это вещь, определяемая по ее функциям, это винтик. Их ключевая характеристика — обезличивание, деперсонализация, девальвация ценности человеческой личности. В культурах полезности стараются избавиться — как это было в ряде племен Южной Африки — от стариков, которых выводят в пустыню, от детей, родившихся с дефектами, — их в Спарте сбрасывали со скалы. В культурах достоинства, наоборот, большинство не может решать судьбу личности, которая ставится превыше всего, у каждого личности там свой голос и свой путь развития.

01.09.2014

Учитель литературы, историк и математик о том, как в московских школах учили раньше и как сейчас

05.03.2014

Тема детского чтения, судьбы детских книг за последнее время стала одной из самых острых в наших СМИ. Обсуждают и запрещают одни, а вот отвечать за происходящее приходится совсем другим. Искать нужные места на полках, беспокоиться о возрастной маркировке, отвечать за «нанесенный вред» приходится библиотеке. Детской библиотеке. Для которой, правда, намного актуальнее решить вопрос с посещаемостью, вниманием детской и родительской, учительской аудитории к тому, что библиотека существует. Для изучения представлений общества о современной детской библиотеке — кому и зачем она нужна, как может быть организовано ее пространство, какие услуги она предоставляет — мы провели опрос. На вопросы нашей анкеты, составленной Ольгой Андреевой (а она знает на собственном опыте не только о работе российской библиотеки, но и о работе библиотек за рубежом: в 1993—2006 гг. выпускала реферативное издание «Калейдоскоп» о детской книжной культуре за рубежом), отвечали самые разные люди. И библиотекари, и учителя, и родители. Пожалуй, к приведенному ниже обзору анкет, сделанному самой Ольгой Викторовной, добавлю только одно свое наблюдение. Для людей небиблиотечных анкета была явно сложна даже для формального заполнения. И были те, кто отказывался отвечать на вопросы. То есть эта сфера им совершенно незнакома. Даже фантазии на эту тему не получается. А знаете, когда это происходит? Когда у воображения нет материала — у Марии Шуваловой об этом очень наглядно сказано. Попробуйте придумать животное, которого нет. Это легко, потому что вы знаете много животных, которые есть. А придумайте идеальную, пусть и несуществующую, детскую библиотеку. А что это? Для большинства россиян это место в школе, где им выдавали учебники.

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон