Рейтинг@Mail.ru

24.03.2008

24 марта — День учителя технологии

Педагогический марафон 2008

В этом году марафон проводится в новом формате. Возможно, поэтому первым днем, открывающим его, стал День учителя технологии, который прошел в Центре образования № 293 (директор – А.Е. Глозман). Учителя технологии – люди особые. И дело даже не в том, что они чаще имеют дело со станками и швейными машинами, чем с мелом и доской. А в том, что уроки технологии могут быть максимально свободным образовательным пространством для детей.

…Вокруг учительницы московской школы N1690 Анны Тимофеевой, столпился десяток слушательниц. Анна Васильевна рассказывает о своей технике «Артишок»- плетении различных объемных фигур из упаковочной бумаги. Блокноты учителей испещрены схемами, рисунками, пометками.

- А где вы бумагу берете? - интересуется одна из слушательниц.

- В своем районе во всех магазинах уже выбрали, - сокрушается Анна Васильевна. - Приходится в интернете заказывать.

- А где можно схемы и технологию изготовления фигур найти?

- В журнале «Мальчишки и девчонки» (http://dm-magazine.ru/). А на сайте Восточного округа Москвы (http://www.vao.mos.ru/) есть расписание мастер-классов.

Учителя технологии чем-то похожи на промышленных шпионов: каждая интересная работа немедленно фотографируется хотя бы мобильным телефоном и в глазах рябит от вспышек. Аппликации, вышивки, бязь - по поводу каждой любопытной детали возникает оживленный диалог. «А как вы это делаете?», «а это?». И так на всех четырех этажах, где развернулись выставки московских и подмосковных школ и творческие мастерские «Авторской школы» Евгения Глозмана (телефон: 683-45-70).

Единственным местом, где выступления сразу же не превращались в обсуждения, был актовый зал. Там проходила научно-практическая конференция «Пути совершенствования технологического образования школьников». Сообщения перемежались показами работ и презентациями различных школ. Причем уровень работ был вполне профессиональным. Как заметила в последующем выступлении Ольга Кожина, заведующая лабораторией средств обучения технологии Института содержания и методов обучения, «уроки технологии уже давно не просто вышивание и выпечка торта из стакана сметаны и килограмма сахара». Ребята показывали коллекции современной одежды с древнерусскими мотивами, одежду из собственноручно скатанного войлока.

Возможно, учителям, которым захотелось после таких выступлений по-новому взглянуть на преподавание своего предмета, пригодятся курсы Московского центра педагогического мастерства (http://www.pedagog-master.ru/), презентация которого тоже была показана на конференции.

Ольга Алексеевна Кожина построила свое выступление необычным образом: сначала зачитала мнения родителей о том, чему же должны учить уроки технологии.

- Будьте максимально открытыми, - советовала она. - Проводите собрания, показывайте свою работу, не замыкайтесь в себе. Вот, например, я не предполагала, что такое внимание родители уделяют электротехнике и технике безопасности при работе с приборами. А у нас в программе этого нет.

- Или вот еще, - продолжала она, - Недавно я приобрела новую иглопробивную машинку, которая позволяет детям шить, начиная с пятого класса. Игла там защищена и дети не могут пораниться. А это значит, что исчезает разрыв между начальной школой, где дается ручная работа с иглой и средними классами…

При упоминании чудо-машины началось такое бурное обсуждение новинки, что Ольга Алексеевна с трудом смогла рассказать еще об одном новшестве: экспресс-лаборатории для анализа пищевых продуктов, которую разработало НПО «Крисмас-центр» (http://www.christmas.opt.ru/). Лаборатория позволяет детям наглядно уяснить: что такое нитраты, сколько жира и грязи остается на посуде после мытья, выбрать качественное мясо или рыбу. А в №2 и №3 журнала «Школа и производство» (http://www.schoolpress.ru/) скоро появятся описания опытов, которые можно проводить с помощью этой лаборатории.

Время выступления вышло. На прощание Ольга Алексеевна рассказала об уникальном диске «Библиотека для учителя», где собраны полторы тысячи изображений по всем темам курса технологии. (http://school-collection.edu.ru/)

День учителя технологии завершался. Учителя разошлись по мастерским батика, металлопластики, резьбы по дереву.

...У ворот школы я услышал разговор двух мужчин.

- Представляешь, сосед шкаф разломал по частям и выбросил. А он еще дореволюционный. Такую красоту - на помойку. Я увидел, не мог удержаться, в школу понес. Пусть дети посмотрят, как раньше делали…

Марафон начался!

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон