Рейтинг@Mail.ru

27.03.2008

27 марта — День дошкольного образования

Педагогический марафон 2008

Все занятия, проходившие в этот день, так или иначе были связаны с разными направлениями развития ребенка-дошкольника. Одна из площадок – Большой зал – стала местом для теоретических семинаров и лекций. Здесь слушатели имели возможность познакомиться с последними исследованиями психологов, узнать о механизмах развития воображения, мышления, творчества, ценностной сферы.

Большой интерес вызвала яркая эмоциональная лекция доктора психологических наук, директора Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Елены Кравцовой о проблемах и возможностях сотрудничества семьи и детского сада. Ведущая говорила о том, что «семья задает ребенку множество самых разных смыслов, а функция педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы эти смыслы систематизировать. Дошкольное учреждение восполняет то, чего недодает семья».

Например, образы нормативной и собственной семьи у ребенка могут сливаться воедино: наличие и отца, и отчима («двоюродного папы») ребенок считает само собой разумеющимся и думает, что так бывает всегда и у всех. А в детском саду, общаясь с педагогами и ровесниками, он узнает о норме, принятой в обществе.

Процесс успешного развития ребенка во многом зависит от степени сотрудничества педагогов и родителей. Ведь от семейной среды непосредственно зависит зона ближайшего и потенциального развития ребенка, с которой и работают педагоги.

Многих слушателей заинтересовал семинар «Конструирование как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста», где доктор педагогических наук, директор центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца Лариса Парамонова показывала, как можно осуществить индивидуальный подход к ребенку, поддержать его инициативу и желание экспериментировать.

Конструирование - традиционная и широко используемая форма занятий в детском саду, но не все педагоги знают, как много детских задатков и способностей можно развить с его помощью. В частности, пространственное воображение, недостаток которого может сказаться даже через много лет при изучении геометрии в средней школе.

По словам Л.Парамоновой, «до сих пор бумажное конструирование было ужасной мукой. Все нужно делать по образцу, нет возможности для пробующих действий, а значит, для развития».

В другой аудитории слушатели, заинтересовавшиеся возможностями новой авторской методики конструирования, на практике осваивали приемы конструирования из бумаги под руководством автора методики кандидата педагогических наук Галины Урадовских.

Она подготовила на больших листах бумаги фоновую основу для коллективных коллажей-аппликаций. Сине-голубой лист стал заготовкой для морского пейзажа, для другой группы была нарисована ваза, вокруг которой участники должны были изобразить натюрморт. Все - и волны, и морских обитателей, и фрукты-ягоды слушатели делали из бумаги. Причем не вырезали детали, а рвали, сминали, скручивали бумагу, придавая ей нужную форму. И попутно слушали руководителя семинара: «Ребенку должно быть интересно и легко. И если уж мы посадили его за стол и дали задание, то должны хорошо понимать, что он получит от занятия. Иначе пусть лучше пойдет покатается на велосипеде».

Позже в этой же аудитории работа с бумагой продолжилась. Ведущая, Н.Г.Мейстер, обычный учитель из обычной московской школы, как она сама представилась, напомнила гостям марафона: хорошо, если педагог использует любую возможность для развития каналов восприятия и эмоциональной сферы ребенка. Например, прежде чем приступить к работе, нужно познакомиться с материалом: ощутить гладкость и легкость листа, послушать, какие звуки он издает, когда вибрирует в руке. Настоящим открытием для большинства присутствующих стал совершенно волшебный звук дождя, возникший, когда участники стали одновременно сминать розданные им для работы листы бумаги.

А потом бумага превратилась в материал для изготовления фигурок черепах. Минут через пятнадцать вся аудитория напоминала террариум. Самая черепашистая фигурка, конечно, получилась у руководителя, но и у остальных, тех, кто делал это в первый раз, получились вполне симпатичные зверушки.

Кстати, бумага оказалась не только самым ходовым материалом, но и объектом для экологической работы. На семинаре «Исследуем природу вместе с ребенком» доктор педагогических наук, автор экологической программы «Наш дом - природа» Н.А.Рыжова и педагог-эколог ДОУ № 2435 С.Н.Ступченко рассказали, как можно перерабатывать отслужившую бумагу. Эту работу они проводят в детском саду в рамках экологической образовательной программы по разумному использованию ресурсов.

Бумажные салфетки и полотенца ребята рвут на мелкие кусочки и размачивают в воде. Потом нужно добавить немножко клея, немножко крахмала, высушить на плоскости - и самодельная бумага готова. Для декоративных целей можно добавить собранные заранее лепестки - получится панно.

Помимо бережного отношения к природным ресурсам детям прививают навыки исследовательской работы. Для этого в детском саду организованы мини-музеи дерева, воды, песка; оборудована экологическая тропинка. Очень интересно педагоги работают с «ящиком ощущений». Это коробка, в которую ребенок просовывает руки и ощупывает лежащий там предмет. А воспитатель задает ему помогающие вопросы: живое или неживое, холодное или теплое, мягкое или твердое? В конце концов ребенок определяет, какой предмет находится в ящике.

Описание этих форм работы слушатели конспектировали особенно тщательно.

А в конце семинара многие столпились у сцены, чтобы оценить самодельную бумагу, потрогать ее, переспросить рецепт изготовления. Ведь теория теорией, а больше всего воспитатели ценят конкретные методики и приемы, которые уже завтра смогут использовать в работе с детьми.

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон