Рейтинг@Mail.ru

28.03.2008

28 марта — День учителя начальной школы

Педагогический марафон 2008

Программа дня учителя начальной школы была исключительно насыщенной и разнообразной. Работа шла одновременно на шести площадках, и при этом все аудитории были заполнены до отказа!

В Большом зале с лекцией «Основные пути повышения качества образования в начальной школе» выступила Тамара Круглова, руководитель учебно-методической лаборатории начального образования Московского института открытого образования. Лекции, которая не раз спонтанно превращалась в коллективное обсуждение затронутых острых проблем, касалась «узких мест» сегодняшней начальной школы. К сожалению, их немало. Оказывается, 35-минутные уроки для первоклашек - не только благо, они вызвали и «выпадение» такой важнейшей методической формы, как работа с «кассами». Просто времени нет. Значит, детям стало не только легче, но и труднее. Снижение культурного уровня родителей сказывается в каждой детали обучения. Ребенок, например, не может подобрать проверочное слово, просто потому, что не знает его: в семье малый словарный запас. С введением в начальной школе двух часов иностранного языка тоже возникли издержки: двойная зарплата учителям-«иностранцам» создала нездоровую обстановку в школе. Отдельная проблема - подготовка к школе. Сейчас как: если ребенок посещает детский сад, то в старшей группе проходит подготовку. А если не посещает? Да, есть разнообразные центры подготовки, платные и бесплатные, но в них подготовка к школе, которая должна увлечь, мотивировать ребенка на учебу, превращается порой в обыкновенное натаскивание. Да, вопросов пока больше, чем ответов. Главное - понять, где ключ к успеху: не в стандартах и не в учебниках, а в личности учителя - знающего, болеющего душой за свое дело.

Учителя школы № 1133 Юлия Ефремова и Людмила Хазарова провели семинар «Информационная образовательная среда начальной школы как условие формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников». Ведущие доказывали, что навыки самооценки, письменной дискуссии необходимо отрабатывать с начальной школы. Учителей они активно призывали «переходить от ручки к клавиатуре». Это поможет решить и такую «вечную» проблему, как «подтянуть» ребенка, пропустившего по болезни ряд занятий: «Если вы дадите его маме распечатку, где представлен подробный разворот темы с заданиями и комментариями, ребенок легко нагонит пропущенное».

Познавательно, весело и трогательно прошел мастер-класс Бориса Геймана, заслуженного учителя РФ, и Ирины Мишариной, учителя начальных классов прогимназии № 1723 «Математическое соревнование младших школьников». Второклашки прогимназии - белые блузки, клетчатые юбочки-брючки, красные жилетки - соревновались в решении творческих заданий на глазах у бурно фотографировавших слушателей.

На семинаре «Карты памяти - альтернативный способ представления информации», проведенном Михаилом Шицеваловым, учителем начальных классов НОУ «Фристайл», слушатели познакомились с продуктивным, природосообразным способом работы с информацией. И тут же поупражнялись в самостоятельном составлении «карт памяти», которые подключают к пониманию и усвоению любой темы и логику, и образное мышление.

Марина Бойкина, методист кабинета начальной школы Петербургской академии постдипломного педагогического образования, провела лекцию с элементами практического занятия «Литературное образование в начальной школе. Диагностика сформированности читательских умений литературного развития младших школьников». Сегодня предмет «литературное чтение» - уже далеко не тот, что прежний предмет «чтение». Он требует от учителя быть литературоведом, потому что предполагает умение ученика анализировать художественный текст, знать средства выразительности, выявлять структуру, композицию текста, понимать позиции автора, героев и читателя. В каждом учебнике литературного чтения прописана цель - сформировать квалифицированного (знающего, понимающего, грамотного) читателя. Как это сделать? Тут точки зрения авторов учебников разнятся. Одни утверждают, что необходимо прежде всего сформировать навык чтения и умение работать с текстом, а к 3-4 классу начинать анализ текста. Другие полагают, что надо с 1 класса реализовывать собственно литературоведческое образование, но в соответствии с возрастными особенностями ребят. Так что же контролировать прежде всего? Здесь ответ однозначен - умение читать, без которого никакой анализ текста невозможен. Если ребенок читает со скоростью 20 слов в минуту (то есть еле-еле), он не понимает текста, он понимает только отдельные слова. Если со скоростью 40 слов в минуту, то текста не понимает тоже: выхватывает отдельные предложение. Нормальная скорость для вдумчивого, понимающего чтения художественного текста - 60 слов в минуту (научно-популярного - 110 слов в минуту, научного - 80-90 слов в минуту).

Когда ученик читает, понимая, тут и вступает наше учительское мастерство - вовлечь ребенка в текст, сделать так, чтобы он захотел читать. В этом поможет и рисование (индивидуальное, парное или в группе), и вопросы, в том числе «каверзные», и обсуждение.

«А также дописывание собственных сюжетов в развитие интересной истории! Вот что еще поможет! - предложила на мастер-классе «Как сделать литературное творчество увлекательным для учителя и учеников» Ольга Иншакова, учитель начальных классов Центра образования № 57. - Еще придумывание собственных историй. Рассуждение на интересную, задевшую тему. Чтобы к концу года получилась целая книга, книга, написанная учениками». Слушатели увидели книги, написанные и иллюстрированные увлеченными младшеклассниками. Тут есть один секрет, предупредила Ольга Иншакова: такие задания нельзя давать на дом. Только в классе! А то родители «помогут»: проверят, вычистят ошибки, но так «заштампуют», что ничего интересного не останется.

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон