Рейтинг@Mail.ru

01.04.2008

1 апреля — День школьного психолога

Педагогический марафон 2008

День школьного психолога начался с размышлений о том, насколько изменилась за последние несколько лет роль этого специалиста в образовательном учреждении.

Марина Битянова, директор Центра «Точка Пси», профессор МГППУ, открывая в Большом зале мастер-класс «Современные образовательные технологии в работе школьного психолога», напомнила коллегам, как еще совсем недавно психологи были самыми главными новаторами в школах, носителями интерактивных, игровых, деятельностных методик работы. Педагоги оценили эффективность предложенных технологий и сегодня владеют ими не хуже психологов. А в ситуации урока - даже лучше. Психологи же, постепенно разочаровавшись в чисто психологических способах воздействия (тренинги, игровые программы), поскольку они не вписываются в жесткие рамки школьного распорядка, оказались не слишком компетентны на стандартном сорокаминутном занятии в классе, где стоят парты в три ряда и висит зеленая доска перед глазами. Урок психологии стал одним из самых скучных в детском расписании. Получается, психолог просто обязан освоить современные образовательные технологии, чтобы помогать и ученикам, и преподавателям.

После такого решительного заявления сотрудники Центра «Точка Пси», Татьяна Беглова и Татьяна Меркулова, пригласили добровольцев на сцену, чтобы «в режиме аквариума» продемонстрировать залу формы работы, присущие самым современным технологиям, в частности технологии критического мышления.

В соседней аудитории Олег Хухлаев, заведующий кафедрой «Этнопсихология и проблемы поликультурного образования» МГППУ, на своем мастер-классе «Психологическое сопровождение детей-мигрантов в образовательной среде»не стал выбирать желающих из публики. Он предложил каждому слушателю осмыслить личный опыт миграции. Да, этим опытом обладает почти каждый взрослый. Ведь миграция - это не только переезд в другую страну. Любое вхождение в незнакомую тебе культуру (переход в другую школу, на новую работу) - тоже своего рода миграция. И пропасть между столичными школами разных стран порой гораздо уже, чем между элитной гимназией и учебным заведением на окраине спального района того же города. Чтобы помочь нашим ученикам, выходцам из далекого Афганистана или Вьетнама, мы должны проанализировать собственные реакции на смену культурных норм. Насколько мы были готовы принимать новую культуру, хотели сохранить исходную? В результате взаимодействия этих двух тенденций формируются четыре основные поведенческие стратегии мигранта: стратегия ассимиляции (растворения в новой культуре ценой забвения старой), сепарации (отторжения нового ради исходного), маргинализации (когда человек теряет все точки опоры) и - самая эффективная и желанная - интеграции. В последнем случае между двумя культурами нет разрыва, скорее, шов, позволяющий путешественникам успешно соединять различные нормы и ценности. Конечно, работая с учеником, нужно стараться помочь ему интегрироваться в местное сообщество. Однако любая избранная ребенком, в зависимости от ситуации, стратегия поможет ему выжить в незнакомой среде. Лишь бы он не метался, не бросался в отчаянии из одной крайности в другую. Значит, именно помощь в выборе модели поведения является первоочередной задачей психолога, занимающегося детьми-мигрантами.

Для психолога естественно работать с личным опытом клиента. О чем бы ни шла речь. Поэтому никто не удивился, когда Марина Чибисова, открывая мастер-класс«Психологическая подготовка к ЕГЭ: чем психолог может помочь выпускнику и родителю?», предложила собравшимся быстренько сдать ЕГЭ самим, а уж потом заниматься чужими проблемами в этой области. Ах, если бы все тесты напоминали вопросы Марины Юрьевны! Выбрать героя, чья голова набита опилками, и головной убор, которому выпала честь стать названием любимой сказки - это не испытание, а удовольствие. А вот чтобы пережить настоящий ЕГЭ, требуются дополнительные тренинги. В том числе такие забавные репетиции, помогающие освоить процедуру экзамена и снять неоправданные страхи. Конечно, необходима отдельная работа по осознанию каждым подростком своего индивидуального стиля работы, выработки личной стратегии поведения на экзамене. Если ученик не займет активную позицию по отношению к предстоящему испытанию, никакие освоенные методики релаксации и концентрации ему не помогут. Он просто не сумеет их применить в нужный момент.

В идеале работа психолога с выпускным классом должна начинаться еще осенью, после первого пробного экзамена, когда есть время проанализировать имеющиеся у детей трудности (один не в силах принять решение, другой не умеет оставлять недоделанное задание, третий слишком полагается на взрослых…), подобрать и опробовать персональные рекомендации. Есть время поговорить и с педагогами (они бояться тестирования не меньше детей), и с родителями, которые часто устраняются от решения проблемы, считая, что вся ответственность лежит на школе.

Странно, в Большом зале обсуждали совершенно иные проблемы, но участники дискуссии «Зачем школьному психологу знания об отклоняющемся развитии?» повторили почти слово в слово печальные слова о нежелании родителей помогать своим детям, сотрудничать со школой. И это одна из главных трудностей, с которой сталкиваются психологи, не имеющие права заниматься с детьми, если семья не дала согласия на такие занятия. А ведь своевременная помощь ученику в выстраивании оптимального образовательного маршрута позволяет предупредить многие конфликты и кризисные ситуации. Ведущий Михаил Семаго, профессор Академии повышения квалификации работников образования, призывал коллег тщательно составлять договора как с родителями школьников, так и с администрацией образовательного учреждения, чтобы ничто не мешало нормальной работе.

Конец дня был посвящен играм. Мария Ступницкая и Вадим Родионов, сотрудники АНО «Школа «Премьер», раскрыли сущность критериального оценивания, предложив добровольцам изобразить экзамен по аплодированию. Одни старательно хлопали, другие оценивали «учеников»: как придется или по заранее оговоренным параметрам. Разницу почувствовали все. Александра Соболева, директор направления тренинговых программ компании «Искусство тренинга», приглашала слушателей исполнять ритмичные считалки и одновременно хлопать соседей по коленкам и по макушкам, чтобы понять, какие сложные физиологические, психологические, личностные процессы провоцируют самые простые игровые приемы.

И словно не было позади напряженного рабочего дня. Психологи шумно обменивались впечатлениями. И было ясно, насколько азартно и заинтересованно существуют они в своей профессии.

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон