Рейтинг@Mail.ru

02.04.2008

2 апреля — День учителя математики

Педагогический марафон 2008

Учителя математики – одни из самых целеустремленных педагогов. Возможно, этому способствует простота и логическая ясность их предмета. Они всегда четко знают – в какую аудиторию идти и что именно спросить у лектора. Этому есть также немаловажная причина – ведь математика один из обязательных предметов Единого экзамена.

Теме ЕГЭ были посвящены сразу три лекции в этот день. Началось все с лекции издательства «Айрис» (http://www.airis.ru) «Подготовка к ЕГЭ по математике», которую вела Софья Колесникова, старший преподаватель МФТИ. В небольшой аудитории собралось столько учителей, что пришлось переносить лекцию в один из актовых залов лицея.

В это же время, вдали от шумного актового зала, в небольшой аудитории происходила презентация сайта GEOMETRY.RU. Интересно, что специализированный ресурс по геометрии, где собраны несколько тысяч задач, привлек внимание большого числа педагогов.

Задачи на этом сайте делятся по уровню сложности от 0 до 42. Причем «нулевые», самые слабые - «на тройку в сильном классе», как выразился Виталий Арнольд, заместитель директора Московского центра непрерывного математического образования (http://www.mccme.ru/).

Это сайт для людей, интересующихся геометрией, объяснял Виталий Дмитриевич, здесь сложно найти дидактический материал к уроку №8, например. Зато можно отыскать интереснейшие задачи, которые пятнадцать лет собирал Михаил Гордин, учитель московской школы № 57. Собственного, его усилиями эта база пополняется до сих пор.

А еще, прибавлю, здесь будет собран архив сайта геометрических задач http://problems.ru/, статьи из журнала «Квант» (http://www.kvant.info/), а также - в перспективе, редчайшие материалы по математике. Например, «Вестник опытной физики», издававшийся с 1886-го года по 1918-й или «Новая геометрия треугольника» Ефимова.

- Единственное условие - этот сайт требует некоторой технической подготовки, - предупредил Виталий Дмитриевич. - Нужно будет поставить плагин для чтения в формате DJVU(http://djvu-inf.narod.ru/) и Adobe Reader для формата PDF (http://www.adobe.com/ru/). Прошу вас, не ленитесь, это вам пригодится.

Следующим ключевым пунктом для большинства педагогов стала лекция «ЕГЭ по математике: электронная подготовка», которую проводил Иван Ященко, проректор Московского института открытого образования (http://www.mioo.ru). Он рассказывал о московском опыте проведения дистанционных курсов по подготовке к ЕГЭ, причем как для школьников, так и для учителей.

- Экзамен - это стресс не только для учеников, но и для педагогов, - объяснял Иван Валерьевич. - Поэтому мы сделали курсы по психологической подготовке учителей.

Работа всей системы дистанционных курсов продумана: ученики входят по своему паролю и логину на сайт, учителя проверяют их работу, пользуясь своим доступом. К сожалению, педагоги из регионов воспользоваться этими программами не могут, однако московским учителям будет полезен сайт кафедры математики МИОО (http://www.math.mioo.ru/), где выложена вся информация по курсам повышения квалификации и дистанционной подготовке.

В соседней аудитории шла презентация первого интерактивного кабинета по математике.

Программа «Школьный калькулятор», осуществляемая компанией «Касио» (http://casio.ru/) и фирмой «Сервис плюс интеграция» (http://www.spint.ru/), вызвала большой интерес у педагогов.

- Калькулятор снимает с ученика груз монотонных вычислений, - рассказывал Игорь Вострокнутов, доктор педагогических науки и член редсовета журнала "Компьютерные программы и инновации". - И если вы раньше могли сделать от силы три задачи с учениками, например, на построение сложных графиков, то с ним можете выполнить семь-восемь.

По словам Александра Груздинского, начальника образовательных программ компании «Касио», их фирма уже предлагает учебный набор: 15 графических или научных калькуляторов плюс интерактивная доска по цене около 300 тысяч рублей.

- Кажется, что это большие деньги, - говорит он. - Но подобный кабинет физики, да еще без доски, стоит порядка полумиллиона. К нашему набору прилагаются диски с программами. Они, кстати, могут работать и на других интерактивных досках.

Конечно, программа «Школьный калькулятор» только развивается. Этой весной в московской школе №1009 (т. 934-85-00) будет создан первый интерактивный математический класс. Все справки по методической части программы учителя могут получить по телефону 589-4518 (Наталья Никитина) или на сайте «Касио» (http://casio.ru/).

Тем временем в соседней аудитории тоже шла презентация новых электронных пособий по математике.Сергей Поздняков,главный редактор журнала «Компьютерные инструменты в образовании» (http://ipo.spb.ru/), демонстрировал подборку исследовательских статей и вариантов задач для учеников, которую можно было приобрести сразу в аудитории.

- Каждый вариант можно распечатать, - пояснял Сергей Николаевич. - Причем сверстаны они максимально экономно, разрезаете лист на части и выдаете ученикам.

Для тех, кому сегодня не посчастливилось оказаться на Марафоне, будет полезен сайт http://ipo.spb.ru/wiki21, где выложена часть подборки. С Сергеем Николаевичем же можно списаться по адресу pozdnkov@mail.ru.

Завершала день интереснейшая лекция «Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по математике» в актовом зале. Ее проводило издательство «Эксмо» (http://www.education.eksmo.ru/). Лекция собрала, казалось, самое большое число учителей.

Игорь Сергеев, сотрудник Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru/), говорил о самой сложной части ЕГЭ - заданиях из блока С.

- При работе над заданиями из этой части ученику нужно учесть три момента, - рассказывал он. - Все задания не выходят за рамки школьной программы, ее необходимо тщательно изучать. Затем возникает второй момент - надо иметь запас прочности, то есть знать программу чуть глубже. И третье, самое сложное, - надо понять, как именно решать. На кого ориентироваться при написании решения, как вы думаете? На того, кто равен тебе, кто умнее, или кто глупее?

Педагоги, не задумываясь, хором ответили: «кто глупее».

- Именно, - подчеркнул Игорь Николаевич. - Парадокс в том, что ученик должен разжевывать задачу экзаменатору так, как будто тот по уровню не выше пятиклассника. Только в этом случае есть шанс, что за выполнение задания он получит свои баллы.

Сергеев коснулся болезненной темы - не секрет, что как раз за задания части С чаще всего срезаются баллы, причем, по мнению педагогов, за сущие пустяки: описки, негрубые ошибки или пропущенные ходы доказательства.

- Отыскать рабочие задания части С вместе с их историей: где, когда, кем они давались, невероятно сложно, - завершал лекцию Игорь Николаевич. - Я собирал их буквально по крупицам и в конце весны в издательстве «Экзамен» (http://www.examen.biz/) выйдет моя книжка «ЕГЭ по математике: все о части С».

Зал зашумел: учителя переспрашивали друг друга, записывали название, тянули руку, чтобы спросить лектора.

День вышел насыщенный.

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон