Рейтинг@Mail.ru

03.04.2008

3 апреля — День учителя физики

Педагогический марафон 2008

Наверное, учителя физики выделяются среди всех школьных педагогов особой склонностью к приборам и экспериментам – предмет требует. Поэтому неслучайно, что День физики был наполнен демонстрациями самых различных физических опытов. Даже «остепененные» ученые, чьи выступления значились в программе как лекции, не пожелали обойтись без «экспериментальной» части.

Например, Николай Соколов, профессор кафедры физики РГГРО, привез для своего выступления «Популярная физическая картина мира в опытах и демонстрациях» целый арсенал интересных приспособлений.

И чего тут только не было! Например, смахивающий на сказочного паука аппарат с четырьмя длинными металлическими ножками и каким-то заводным механизмом в металлической голове. После завода механизма аппарат начинал смешно, как бы пританцовывая, двигаться по столу. Как оказалось, он предназначен для демонстрации преобразования энергии.

А небольшая резиновая полусфера демонстрировала «нарушение» фундаментального физического принципа: закона сохранения энергии! Когда профессор бросал ее на пол с относительно небольшой высоты, она отскакивала и взмывала чуть ли не к самому потолку. Как такое может происходить?

«Наверное, разгадка связана с каким-то воздействием воздуха», - предположила сидящая рядом со мной учительница.

В это же время в другой аудитории учителя неотрывно следили за сюжетами «Видеоколлекции» (ее составили записей видеофильмов, присланных читателями в газету «Физика»).

Эксперименты видеоколлекции демонстрировали не только учителя, но и ученики. Как, например, в сюжете, присланном сотрудниками центра дистанционного обучения «Технологии образования». Вот юноша берет обыкновенную банку с водой и опускает в нее обычные бумажки. И что бы вы думали? Одна бумажка, оказавшись в воде, мгновенно свернулась колечком, другая - трубочкой, а третья - в спираль. А вот другой опыт: на этот раз вода налита в стакан, а школьник пытается установить в центре стакана теннисный шарик, подталкивая его пальцем. Но шарик никак не хочет задерживаться центре и упрямо отплывает к стенке стакана. Цель недостижима? «Просто нальем еще воды», - спокойно говорит ученик. И когда вода достигает самого верха емкости и образует выпуклую пленку, шарик сам «без всякой помощи» устанавливается по центру. «Тот случай, когда вещи добровольно «ползут под гору», - замечает ведущая «Видеоколлекции» редактор «Физики» Светлана Ковалева

А вот школьники из Самарской области макают в мыльный раствор обруч и, поднимая его из «бассейна», создают огромные выше человеческого роста мыльные пузыри.

«1 литр «Ферри», 10 граммов желатина, 6 столовых ложек сахарного песка, 8 литров воды…», - раскрывает рецепт волшебного раствора руководитель центра «Образовательные технологии» Галина Турнина.

В перерыве гостям марафона раздали ксерокопию статьи журналиста «АиФ» Полины Иванушкиной «Антарктиде осталось жить 33 года». В публикации содержалась тревожная информация: «В 2041 году из-за огромной озоновой дыры растают льды Антарктиды, и океан затопит все прибрежные части суши». Неужели этому устрашающему прогнозу суждено сбыться? Как выяснилось вскоре, ответ на этот вопрос ведущая семинара «Нестандартный урок. Формирование научной компетентности учащихся на уроках физики», учитель Тамара Кузьмичева предлагает найти своим ученикам во время деловой игры «Институт Физики Земли». Подобные игры нацелены на формирование ключевых и предметных компетенций. В частности, ребята учатся анализировать содержание текстов, содержащих претендующую на научность информацию.

Тяга учителей к новизне проявилась и на круглом столе «Физика, 10-11 - базовый уровень». Ведущие круглого стола кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн, учитель-методист Леонид Кирик и профессор Владимир Орлов представили авторский учебный комплект, в который входили: учебники физики с 7 по 11 класс, сборники задач, брошюры с лабораторными работами, методические материалы и так называемый «генератор тестов» (направленный на помощь в подготовке к ЕГЭ).

Среди пришедших на марафон учителей нашлось немало тех, кто уже попробовал работать по этим учебным пособиям. И поскольку новые учебники понравились, педагоги охотно делились опытом апробации с коллегами. Практически, все выступающие отметили, что в комплекте материал подан очень «концентрирована и компактно», а также - простоту и доступность учебного текста. Учителям пришлись по вкусу и замечательные картинки-анимашки, иллюстрирующие текст на прилагающемся к учебникам CD-диске. Итог мероприятия, пожалуй, лучше всего, выразили слова одной из участниц круглого стола: «Буду переходить на новые учебники».

Анатолий Витковский

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон