Рейтинг@Mail.ru

09.04.2008

9 апреля — День учителя географии

Педагогический марафон 2008

В центре обсуждения Дня учителя географии был его величество Учебник.

«Может ли быть занимательным учебник географии?» - так назвал свою лекцию-беседу Евгений Домогацких, учитель ФГОУ № 1699, почетный работник общего образования РФ, автор учебников и научно-популярных книг по географии/

- Книга перестала быть главным источником знаний, и мы, учителя и родители, с трудом привыкаем к этому, - размышлял Евгений Домогацких. - Но учебник - книга особая. Эту книгу ребенок обязан прочитать. И чтобы у маленького человека не возникло отвращения на всю жизнь, учебник в свою очередь обязан быть простым и занимательным.

Но что для этого необходимо? Привлекая собственный опыт создания учебников, Евгений Домогацких сформулировал несколько принципиальных положений. Учебник должен быть написан живым разговорным языком - так, как старший товарищ рассказал бы младшему об очень интересном и нужном, но пока еще ему не известном. Объяснения сути процессов - с опорой на повседневные бытовые наблюдения ученика: необходимо опираться на те знания о жизни, которые у ребенка уже есть. Каждое слово, которое будет непонятно школьнику, должно быть растолковано, но не наукообразно, а «по-человечески». Особое внимание лектор уделил воспитательному аспекту обучения географии: «Думаю, что нельзя с шестого класса "грузить" ребенка экологическими проблемами и катастрофами в надежде воспитать экологическое мышление. Ведь ребенок подумает: что же я-то смогу поделать, если человечество такое натворило? Истинный воспитательный момент - это возвышенные примеры - ученых, путешественников, защитников природы, энтузиастов».

Горячий отклик и бурные споры вызвала беседа доктора географических наук Виктора Дронова «Страноведческий подход в содержании школьной географии и его реализация в УМК "Сферы"». В просторной аудитории № 119 яблоку негде было упасть. Идея об усилении страноведческого, социально-экономического аспекта вызвала неоднозначную реакцию, найдя и сторонников и противников среди слушателей. Разговор сам собой перешел на более общие проблемы: любят ли дети географию? А если не любят, то почему?

Темой «как именно относятся ученики к урокам географии, и как изменяется с годами их отношение к предмету?» уже много лет занят кандидат педагогических наук Александр Летягин, доцент кафедры методики преподавания географии Московского государственного педагогического университета. Он выступал с лекцией «Основные направления обновления содержания и средств обучения в начальном курсе географии». Как показало изучение, самый высокий уровень познавательного интереса - у шестиклассников. Хотя, признал исследователь, в последние годы реже приходится видеть отрадную картину, когда глаза у детей горят, вопросы сыплются, руки тянутся - «спросите меня!». Но если принять уровень интереса шестиклассников за 100%, то с каждым годом происходит падение интереса на 20%. Вплоть до 9 класса, когда отмечается самый низкий уровень заинтересованности в предмете. А в 10 классе интерес вновь растет и достигает уровня 7-го класса. Что же необходимо сделать для сохранения и поддержания увлеченности? Нужно привлечь то новое, что стало для детей повседневным - интернет-сайты, снимки из космоса, средства системы GPS-навигации, которая уже есть в автомобилях немалого числа родителей учеников.

Ведь космические снимки предназначены не только для разглядывания. Получая по ним задания, ученик понимает, как работают с такими снимками специалисты - из МЧС, например. Поскольку мышление ребенка образно и предметно, особую важность получает изучение памятников всемирного природного и культурного наследия и его российской составляющей. Ребят заинтересует географический анализ их собственного населенного пункта. Наконец, надо включать учеников в исследовательскую работу - проектную, творческую, телекоммуникационную - «По какому маршруту можно было бы проложить экологическую тропу в нашем районе?», «Посмотри с фотоаппаратом на местность, в которой ты живешь, обменивайся снимками с ребятами из других краев».

Эльвира Ким, заведующая методическим кабинетом географии Московского института открытого образования, провела круглый стол «Как организовать работу с учебником на уроках географии».

- Все мы согласны с тем, что дети учебник читают плохо, - посетовала ведущая, - да и техника чтения - увы! - не всегда на высоте. Если дети не поработают с учебником на уроке, то вряд ли схватятся за него дома. Поэтому так важен опыт практиков - учителей и методистов.

Опытом работы с текстом учебников географии для 9-10 классов поделилась Надежда Ильина. Ее излюбленные приемы - «изучающее чтение» и «выборочное чтение». При изучающем чтении ребята составляют вопросы к прочитанному и схемы, отражающие содержание параграфа. При опросе используются не только вопросы в конце параграфа, но и вопросы, составленные учениками. Выборочное чтение необходимо при выполнении практикума и учит ребят структурировать текст.

Учитель географии Оксана Купашова и учитель информатики Светлана Алексеева рассказали о том, как они организуют работу с учебников, побуждая ребят использовать различные источники информации.

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон