Рейтинг@Mail.ru

14.04.2008

14 апреля — День учителя истории

Педагогический марафон 2008

В день учителя истории на Марафоне наиболее популярны были две темы: ЕГЭ по истории и преподавание религии в школе.

Марина Чернова автор методического пособия «Работа с документами на уроках истории», рассказала о том, как эту книгу можно использовать для подготовки к ЕГЭ. Пособие ориентировано на задания третьей, самой сложной части теста (блок «С»), где от ученика требуется как раз умение анализировать исторические документы.

Однако, по словам Марины Черновой, пособие можно применять не только для подготовки к ЕГЭ, который, как она считает, отнюдь не является самоцелью школьного образования. Работа с источниками призвана воспитать в ребенке привычку к самостоятельному историческому анализу, без которой легко стать жертвой идеологического манипулирования фактами. Документальные свидетельства позволяют воспринять то или иное историческое событие не в какой-то однозначной (и односторонней) интерпретации, а во всей его сложности и многогранности.

В пособии Марины Черновой представлены все виды исторических документов: от царских указов до частной переписки. К каждому из них дается несколько вопросов и заданий, причем разного уровня сложности. Еще одно достоинство пособия - его совместимость с любым учебником истории.

Большой интерес и бурные споры вызвало выступление Игоря Метлика, главного научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания, одного из авторов пособий по обществознанию (под редакцией А.Ф. Никитина). Игорь Метлик говорил о воспитательной и мировоззренческой составляющей этого предмета, которые, на его взгляд, сейчас совершенно упущены из виду.

В курсе «Обществознания», одним из авторов которого является Игорь Метлик, представлены одновременно и религиозные, и нерелигиозные взгляды на человека, общество и историю человечества. Каждая тема открывает богатые возможности для сопоставления различных точек зрения, обсуждения и споров, затрагивая и другие школьные дисциплины. Так, например, когда речь идет о месте человека в обществе, приводятся слова Белинского («Чтобы сделать счастливою малейшую часть человечества, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную») и Достоевского («Человек - не удобрение для потомков»). Школьникам необходимо решить, какой точки зрения придерживаться. Или выработать свою, оспорив и Белинского, и Достоевского.

Тему изучения религий в школе продолжил Андрей Кулаков, преподаватель московской гимназии № 1517, первым в России написавший учебник религиоведения для школ, задолго до того, как эта проблема стала широко обсуждаться в обществе. Он рассказал о своем новом пособии «Религии в России», ориентированном на 10 класс.

Чтобы достичь максимальной объективности, поначалу он привлек к написанию каждого раздела представителя традиции. Однако вышло ровно наоборот: каждый стал доказывать, что его религия - самая лучшая. В итоге Андрей Кулаков весь учебник написал сам.

Языком, каким он говорит со своими учениками в классе. В этом существенное отличие учебника «Религии в России» от одноименного пособия, написанного академиками (под ред. Чубарьян), далекими от школьной действительности и детских интересов.

В своем учебнике Андрей Кулаков делает упор на практический момент: пытается объяснить подросткам, как вести себя с представителями той или иной религиозной традиции, чтобы не обидеть их, а заодно дает основные моменты учения и доктрины.

Кроме того, Андрей Кулаков придумал около 200 задач к своему учебнику, которые сейчас выходят в издательстве «АСТ-пресс» как рабочая тетрадь для школьников. Там же готовится к выходу методическое пособие для учителей.

Наталья Ключарева

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон