Рейтинг@Mail.ru

16.04.2008

16 апреля — день учителя литературы

Педагогический марафон 2008

Как мотивировать школьников прочесть текст и как научить их понимать его? Вот какой вопрос, оказавшийся очень нелегким, был в центре внимания всех специалистов, выступивших на Дне учителя литературы.

Мастер-класс Алексея Нелькина, учителя высшей категории, назывался парадоксально: «Обучение чтению в средней и старшей школе».

Исследование, проведенное в 2007 году Международным институтом экономического развития в 53 странах мира, показало, что российские младшеклассники впереди планеты всей по умению читать. И речь ведь идет не просто о навыках скоростного чтения, а об умении по-настоящему разобраться в прочитанном. Увы, то же исследование, посвященное старшим школьникам, оказалось для нас неутешительным: российские подростки заняли только 37-е место. Таковы неприятные факты, но в чем их причина? «Не только в том, что у нас сегодня господствует аудиовизуальный тип культуры, - утверждает Алексей Нелькин, - но и в том, что ученики начальной школы регулярно читают, а подростки - нет. Вот и утрачивают навыки понимания и работы с текстом. Старшеклассников тоже надо учить читать».

«А что значит уметь читать? А что значит понимать текст?» - задавал ведущий «детские» вопросы, и вместе с учителями литературы приходил к выводам: это значит уметь выделить в тексте главное, выстроить иерархию смыслов и увидеть их связь.

Всякий урок, всякое задание «прочесть» должны начинаться с мотивации. «Зачем мне это нужно? Почему это для меня важно? Что тут для меня интересного?» - эти вопросы ученики не выговаривают вслух, не все формулируют их даже в мыслях, но если не знают на них ответа, то просто не читают или читают «из-под палки». Так как же мотивировать ребенка? Активизировав его личный опыт. Этому помогут простые и увлекательные для ребят задания. Например, на уроке запланировано прочесть стихотворение Некрасова или Маяковского, посвященное городу. Мотивирующее задание - пусть ребята напишут слова-ассоциации: а что такое город для меня? Тем самым личный опыт ребенка «включен», и он обратится к тексту с интересом и вниманием.

Следующее задание: выделить ключевые слова. Эффективность обучения можно оценить по этому параметру: умеет ли ребенок это делать.

А к общему знаменателю - адекватному пониманию текста - класс под руководством учителя придет в совместной работе, обобщив опыт работы каждого ученика.

Доктор педагогических наук Наталья Беляева на семинаре «Дифференцированное обучение на уроках литературы» напомнила, что художественное произведение обладает потенциалом восприятия, оно способно «само» втянуть в себя ребенка. Но дети-то разные… Кому-то трудно продвинуться дальше сюжетной основы, кто-то, напротив, «проглотит» текст в один присест и захочет углубиться в интерпретации. Нужно хорошо знать, «кто есть кто» в классе по начитанности и умению понимать текст, и в соответствии с личностью ребенка разнообразить задания. Конечно, 30 учебных траекторий в классе - это невозможно, да и не нужно, а 3-5 - реально и необходимо.

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Елена Ерохина в лекции «Компетентностный подход в современной методике преподавания литературы» размышляла об осознании художественного образа пятиклассниками. Как помочь им понять, что литература - это особое духовное пространство? Методически правильный подход: движение от откровенно фантастических образов к реалистическим, от фольклорной сказки через авторскую к рассказу и роману.

В лекции «Деятельностный подход к изучению литературы» профессор Виктор Чертов сконцентрировался на особенно беспокоящих его проблемах в преподавании и в освоении литературы: «Сегодня предъявляются чрезмерные требования к выпускному, особенно медальному, сочинению, каких не было ни в советское, ни в досоветское время. Навстречу этой чрезмерности идет неумение учеников написать что-то самостоятельное при развившемся умении скомпоновать нечто, надергав куски из интернета, но не прочитав текста. Тестирование в преподавании литературы может помочь, и я его активно использую, но для чего? Прочитал - проверь себя, поиграй, вот что я говорю ученику. А через два-три года после изучения произведения задавать тестовые вопросы о его частных подробностях - это бессмысленно. Вот вопрос из тестов ЕГЭ: как звали сына Андрея Соколова? Я не помнил. Через час вспомнил: его звали Анатолий. Ну и что? Как это характеризует мое понимание литературы? И как это характеризует ученика, если он так и не вспомнит? Серьезные проблемы существуют также с отбором произведений и аспектов анализа. Литература ХХ века оказалась только иллюстрацией к отечественной истории: чтобы вместилась и советская тема, и антисоветская, и лагерная, и возвращенная литература…»

Профессор Наталья Свирина, научный руководитель Ассоциации гимназий, провела мастер-класс «Литература на вырост, или Как читать с нашими детьми». Побуждая подростков к чтению, особенно внеклассному, мы можем с успехом воспользоваться особенностями возраста. Подросток ищет себя, стремится выразить себя в поступке, мечтает о подвиге. Его непременно увлечет текст, в центре которого - сильная личность, бесстрашный и великодушный герой, способный на действие.

Праздничной встречей с поэтом Александром Кушнером завершилась напряженная программа дня.

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон