Рейтинг@Mail.ru

25.03.2009

25 марта — День учителя начальной школы

Педагогический марафон 2009

Третий день марафона открылся лекцией академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких. Тема лекции – «Обучение письму: психофизиологические основы, трудности, коррекция».

По словам Марьяны Михайловны, главная проблема современного образования в том, что темп учебы все увеличивается, тогда как организм ребенка растет и развивается с неизменной естественной скоростью. За последние 50 лет период обучения письму сократился в четыре раза и теперь сводится к нескольким месяцам.

Однако специалисты утверждают, что освоить письмо за такой срок способен лишь девятилетний ребенок, у детей младшего возраста отсутствуют необходимые психофизиологические функции. А раннее обучение письму не стимулирует развитие, а тормозит его.

Учитель начальных классов может несколько снизить вред, который причиняют ребенку непродуманные образовательные программы. Например, не ограничивать время выполнения упражнений - пусть каждый работает в своем темпе. Или не требовать от детей безотрывного письма. Ученые уже давно доказали, что оно крайне вредно: ребенку необходимы маленькие паузы при письме для снятия мышечного напряжения. А в школах до сих пор продолжают внедрять эту вредную методику.

В соседнем зале весь день царило творческое оживление. Учителя с удовольствием рисовали, вырезали из бумаги, клеили аппликации. Три лекционных часа методисты Центра непрерывного художественного образования Б.Неменского (http://www.cnho.profedu.ru/) рассказывали и показывали учителям начальных классов, как проводить уроки рисования, давали ценные советы. Например, что рисовать сложные элементы легче через линию симметрии. Или что ребенок должен быть свободен в выборе краски. А вот ограничивать количество используемых цветов - можно, это дает интересный эффект. В отличие от Марьяны Безруких методисты центра, напротив, говорили, что ограничения по времени полезны, так как заставляют детей работать более сосредоточенно.

Из-за того, что не всем желающим хватило места в лекционных аудиториях, в нескольких кабинетах были организованы показы видеоуроков. В первый час учителя посмотрели запись мастер-класса директора Федерального научно-методического центра Л.В.Занкова, главного редактора журнала «Практика образования» Светланы Яковлевой «Обучающий урок, какой он?».

В своем видеовыступлении Светлана Яковлева несколько раз повторила, что в работе с детьми, ориентироваться надо прежде всего на собственную интуицию и ситуацию в классе. Когда сам учитель не скован чужими методиками и рекомендациями, тогда и дети чувствуют себя свободнее и увереннее.

Светлана Яковлева рекомендовала учителям помнить о правиле «трех эс»: если ученику на уроке стыдно, скучно или страшно, то о развитии и обучении можно забыть. А ведь многих травмирующих ребенка ситуаций можно избежать. Например, вызова к доске, когда кто-то один ошибается на глазах у всего класса.

Чтобы изменить образовательную среду и сделать ее благоприятной для обучения, нужно в первую очередь изменить наши установки. Светлана Яковлева рассказала о примечательном эксперименте. Учителям одной школы в начале года сказали: у вас в классе есть одаренный ученик. В конце года все ученики этих педагогов показали заметный прогресс, так как учителя, не знавшие, кто именно тот одаренный ученик, вглядывались и прислушивались к каждому.

Второй лекционный час открыла руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века» Наталья Виноградова. Тема ее лекции звучала так: «Современный младший школьник и читательская деятельность». По словам Натальи Федоровны, в школах учат читать, но при этом навсегда отбивают любовь к книгам. На выходе из начальных классов 98% школьников утверждают, что чтение не занимает и не может занимать серьезного места в их жизни. Причина в том, что восприятие текста происходит не на художественном, а на дидактическом уровне. Учебное «препарирование» литературного произведения лишает его привлекательности для школьников.

Чтобы избежать этого, Наталья Виноградова посоветовала больше читать детям вслух. В первом классе можно даже проводить специальные уроки слушания. Читать нужно все произведение целиком. Если разбирать его по главам, то дети теряют связь между эпизодами, а следовательно, теряют и интерес. Во втором классе можно переходить к диалогическому чтению (отрывок читают дети, потом учитель). Очень помогает мотивированное чтение, когда перед началом учитель задает несколько вопросов, ответы на которые ученики должны найти в тексте. Практика показывает, что если задать вопросы в конце, дети на них не ответят.

В заключение Наталья Виноградова сказала, что до третьего класса детям противопоказано изучать иностранный язык, а также пользоваться интернетом. Это сильно вредит русскому языку и чтению.

В третий лекционный час марафона прошло еще несколько видео-уроков. Состоялась также беседа с Тамарой Кругловой, заведующей лабораторией начального образования Московского института открытого образования. Учителя обсудили волнующие их проблемы: отсутствие преемственности между начальным и средним звеном, постоянное усложнение школьной программы (в некоторых школах уже появились платные курсы по подготовке к поступлению в 5 гимназический класс), неизбежное деление учеников на слабых и сильных. Как подчеркнула Тамара Круглова, часто успехи ребенка зависят не от его способностей, а от возможности родителей нанять репетитора. Бороться с этим бессмысленно. Однако хотя бы в начальной школе учителя могут попытаться избежать этого разделения по способностям, плохо влияющего на самооценку школьника

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон