Рейтинг@Mail.ru

27.03.2009

27 марта — День учителя технологии

Педагогический марафон 2009

Учителя технологии – самые непоседливые из всех педагогов. Наверное, сказывается специфика предмета – им все надо подержать в руках, повертеть, понять, как это сделано и желательно, тут же самому повторить.

Именно поэтому мастерские Центра образования №293, где традиционно уже проходит День учителя технологии, были заполнены с самого утра. Хотя мастер-классы по художественной ковке, металлопластике, керамике и росписи по дереву по расписанию начинались только с часу дня, учителя там толпились уже с половины двенадцатого.

- Это нашим детям сложно, - замечает учительница, глядя, как под движениями пишущей ручки на тонкой жести возникает рисунок.

- А вы попробуйте сперва простые фигуры, хотя бы ромашку, - отвечает мастер.

- Скажите, а сколько времени уходит на такую кольчугу? - интересуются за соседним столом.

- В кольчуге тридцать тысяч колец, я делаю сто колец в час. Дети меньше. Вот и считайте, - отвечает невозмутимый преподаватель, в окружении мечей, шлемов, кованых подсвечников и щипцов похожий на былинного богатыря.

А неподалеку, за неприметной дверцей, собравшись в тихий кружок, учителя работают с глиной. Спокойно, сосредоточенно, и их никак не касается шум и толчея на лестницах, и не замечают они звуков лекции, опускающихся из актового зала. Они лепят.

…А послушать лекции, между тем, стоило. Юрий Леоньтевич Хотунцев, профессор Московского института открытого образования (www.mioo.ru) и Галина Васильевна Пичугина, главный редактор журнала «Школа и производство» говорили о проблемах преподавания технологии. Главная беда - сокращение часов.

- Будет у нас один час технологии в седьмом классе, да и тот отберут, - с горечью замечал

Юрий Леоньтевич.

Еще одна беда, по мнению Галины Пичугиной - новый стандарт образования. Аморфные, размытые, абстрактные - на эпитеты Галина Васильевна не скупилась. Впрочем, по ее мнению, в новом стандарте есть небольшая лазейка для увеличения числа часов технологии.

- В новом федеральном базисном учебном плане, который будет принят вместе со стандартом, будет две программы. Программа универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации, - говорила она. - Под каждую из программ отведено по десять часов.

- Правда, скорее всего эти часы уйдут под подготовку к ЕГЭ - скептически заметила она. - Но все же, есть шанс.

Впрочем, по мнению Пичугиной, отчаиваться рано - стандарт еще разрабатывается.

Еще одной проблема, по ее словам - это низкая активность учителей технологии по продвижению своих разработок.

- Учителя технологии прежде всего считают себя людьми ремесленными, в этом ремесле совершенствуются, - говорила она.- Но педагогическая составляющая, к сожалению, отступает на второй план. А это сегодня очень актуально. Работайте, развивайтесь, пишите нам, и мы вас обязательно напечатаем.

А на трех этажах центра, между тем, царил карнавал ремесел. Сокращение часов, образовательный стандарт - какие глупости!

- Скажите, вы каким клеем пользуетесь? - обступили учителя преподавателя школы № 1690 (http://schools.keldysh.ru/uvk1690/adm_nov.html) Анну Тимофееву. - А как крепится бумага? А чем заполняются фигуры?

- Поролоном или бумагой, - охотно отвечала Анна Васильевна, демонстрируя яркие объемные фигуры, выполненные в ее собственной авторской технике «артишок».

- А как эта техника называется? - спрашивали у соседнего стола, который был весь заставлен красочными полотнами из цветной бумаги, а дети на глазах создавали новые картины.

- Это техника торцевания, - отвечали дети, не отрываясь от работы (http://stranamasterov.ru/technics/parting-off).

- Да вы зайдите на Mail.ru, - доносился совет с другой стороны. - Там есть блог «Своими руками» (http://blogs.mail.ru/community/hand_made/). Там не только торцевание, там столько разных техник.

- А вы журнал «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/) читали? Там тоже много интересного.

Тем временем с лекцией «Опыт организации профильной технологической школы» в актовом зале выступал заведующий лабораторией Института содержания и методов обучения РАО Николай Родичев. Он рассказал об опыте цифровой профориентации, который развивают за рубежом и привел примеры образовательных ресурсов для подростков, направленные на выбор профессии, в Калифорнии (http://cacareerzone.org/index.html) и в Новом Южном Уэльсе (http://www.myfuture.edu.au/). Интересный опыт развивается и на Украине, где приняли государственную программу по профориентации подростков и программу «Живи и работай на Украине». Один из элементом этой программы, кстати, - установка в каждой школе электронных терминалов с сенсорным экраном, где каждый школьник может ознакомиться с перечнем популярных профессий и пройти тест на профпригодность.

Одной же из главных проблем профориентации у нас в стране, по мнению Николая Родичева, является …ЕГЭ. Он суживает поле выбора профессии ученика, вынуждая его выбирать всего несколько экзаменов.

В завершение выступления он призвал всех педагогов активней осваивать новые технологии, и заходить, в частности, на его блог «Второй век профориентации» (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=6&).

Завершался лекционный день презентацией учебно-методического комплекта «Технология, 5-7 класс», которую проводил кандидат педагогических наук Евгений Глозман.

По словам Евгения Самуиловича, этот учебный комплект отличается от уже существующих большим (до 40%) количеством иллюстрацией, преемственностью изложения материала и компьютерным сопровождениям каждой главы. Большой упор в комплекте был сделан на учебное проектирование, причем с практическим уклоном - в каждом из учебников до ста трудовых объектов, которые можно не просто создать, но и практически использовать - даже в домашнем быту.

Подробнее об этих комплектах читайте на сайте издательства «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/271/3286).

…Лекции закончились, но шум и голоса в мастерских все не утихали. Педагоги не хотели уходить ни с мастер-класса «Современные игрушки на основе традиционной куклы-закрутки», ни оставлять «Вышивку декоративных букв в технике золотного шитья». Кто-то, устроившись прямо на парте, торопливо строчил в блокноте детали «Технологии плетения цветов из бисера», а на мастер-классе «Жаворонки из теста»вообще было не протолкнуться.

- Жаворонки пекли, чтобы весну закликать, - говорила Ирина Сперанская, одетая в яркий традиционный сарафан. - Самые архаичные жаворонки - жаворонок с ношей, несет яички, символ продолжения жизни и их количество должно быть обязательно нечетное, как символ незавершенности.

Учителя слушали руководителя творческого объединения «Народные традиции» Центра детского творчества города Троицк и по их лицам было видно, что они уже готовы закликать весну.

Марафон продолжается!

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон