Рейтинг@Mail.ru

27.03.2009

27 марта — День учителя английского языка

Педагогический марафон 2009

Сюжет Дня учителя английского языка определялся двумя главными проблемами, лежащими вроде бы в разных плоскостях, но, на самом деле, одинаково актуальными для педагога. С одной стороны – ЕГЭ. В этом году впервые огромное количество детей проходит тестирование, а значит, особенности новой экзаменационной формы, стратегия подготовки к испытанию волнуют практически каждого преподавателя. С другой стороны, перед учителями по-прежнему стоит колоссальной сложности задача, вечно волнующая, заставляющая искать новые методики, меняться от урока к уроку: как учить ребенка так, чтобы он испытывал удовольствие и от процесса, и от результата. Чтобы вырастал в успешного грамотного специалиста, способного воспользоваться полученными в школе знаниями.

Организаторы построили программу так, чтобы одновременно происходили события, посвященные как одной, так и другой профессиональной задаче педагога.

Добрая половина всех пришедших на марафон учителей с утра штурмовала самый большой школьный зал, где профессор Елена Соловова, член Федеральной предметной комиссии ЕГЭ, на презентации «Форм итоговой аттестации по иностранным языкам» со знанием дела объясняла коллегам, как составляются пресловутые КИМы, какую строгую многоступенчатую проверку они проходят, прежде чем окажутся на столе перед абитуриентами. С чем связана отмена в этом году задания, связанного с проверкой устной речи школьника: просто не хватило экспертов и материальных возможностей, чтобы обеспечить всех желающих. Есть надежда, что в будущем году у ребят снова появится возможность продемонстрировать свое умение говорить по-английски, а не только читать и писать.

Елена Николаевна, чувствуя напряжение аудитории, отказалась от демонстрации заранее подготовленной презентации и почти все время посвятила ответам на вопросы зала. Эти вопросы порой казались наивными, но учителя сегодня настолько взволнованы непривычной структурой экзамена, что уже не доверяют никаким письменным источникам и хотят получить информацию из первых рук.

Снова и снова Елена Николаевна повторяла, что натаскивание не поможет подготовить детей к ЕГЭ. Необходимо, чтобы вначале ребенок освоил язык, все требуемые программой стандарты. К сожалению, по словам выступающей, ни один существующий учебник не готовит к новому экзамену в полной мере, несмотря на заявления авторов. Следовательно, придется педагогам самостоятельно искать дополнительные учебные пособия (есть из чего выбирать!), изобретать что-то самим, чтобы сформировать у школьников необходимые навыки. Потому что в конечном итоге и проверяющие, и родители, и сами ученики будут спрашивать не с авторов учебников, а с учителей.

К тому же одного знания языка явно недостаточно для успешной сдачи экзамена. Учитель должен (тут профессор извинилась за жесткую модальность) дать детям алгоритм выполнения теста, выработать у них стратегию распределения времени и выбора заданий.

Сегодня многие методисты по разным причинам настойчиво предлагают педагогам тоже попробовать сдать ЕГЭ. К сожалению, грамотных тестов на учителей не хватает. А то, что порой сочиняют в округах, не выдерживает никакой критики. Поэтому от подобных предложений преподавателям лучше отказываться. Причем грамотно. Требуя от составителей выполнения всех условий тестирования: наличия спецификации и кодификатора, а также демоверсии.

Спустя два часа, уже в другой аудитории, в рамках лекции об «Особенностях подготовки к ЕГЭ» Елена Николаевна рассказывала педагогам о критериях оценивания письменной части теста, о том, на что следует обратить особое внимание при подготовке, а чем не морочить голову детям. Запятыми, к примеру, за которые практически не снимают баллы.

К сожалению или к счастью, тестовый экзамен требует жесткой регламентации и абсолютного отстранения от ребенка. Главное - не переносить этот принцип на систему повседневных взаимоотношений с учениками. Возможно, именно поэтому, одновременно с обсуждением ЕГЭ, в соседнем зале шел семинар Валерии Мещеряковой, автора новаторской методики «I love English» (http://www.i-love-english.ru/), под названием «Эмоциональный компонент в обучении английскому языку». Оказывается, жест, интонация влияют не только на атмосферу урока, но и на успешность освоения материала, помогая детям запоминать слова, грамматические тонкости, избавляя от вечного ученического страха перед ошибкой. Конечно, если педагог владеет искусством жеста.

К примеру, вместо долгих дисциплинарных нравоучений (что греха таить, иногда приходится делать замечания), учитель может принять особую «якорную» позу. То есть встать в классе в то место и с тем выражением лица, где когда-то, всего один раз, он высказал свое недовольство по поводу шума или ненадлежащего поведения ребят в классе. Отныне ему достаточно молча воспроизвести ситуацию и дети мгновенно вспомнят «пройденное» и поймут без слов все, что педагог хочет им сказать. Подобный прием экономит время урока, позволяя больше позаниматься любимым английским.

Но английский - это не просто незнакомый язык. Это не знакомая ребенку культура, без освоения которой нет смысла учить отдельные слова и глагольные формы. Атташе по культуре посольства США Джефф Секстон приехал в московский лицей, чтобы прочесть собравшимся учителям лекцию «Американская музыка». Конечно, в надежде, что педагоги захотят поговорить со своими учениками о замечательных чужеземных композиторах, которые иногда удивительно близки и понятны нам. Умиротворенные лица слушателей в зале неопровержимо свидетельствовали, что есть сила, способная заставить человека забыть о мелкой повседневности и почувствовать себя частью большого прекрасного мира.

Впрочем, для тех, кто не позволил себе отвлечься ради встречи с искусством, Ольга Корчажкина, педагог школы № 1678, провела мастер-класс «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» по использованию единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. И, конечно, предложила несколько полезных сайтов (http://flmoscow1678.ucoz.ru/, http://www.ict.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/, http://window.edu.ru/), которые помогут педагогу найти интересный и разнообразный материал для урока, не потратив при этом слишком много сил и времени.

Учителям, ориентирующимся в новинках техники, было полезно и выступление коллектива кафедры информационных технологий МИОО, представившего чудо-лабораторию в рамках мастер-класса «Современный лингафонный кабинет на базе МР3-плееров или мобильных телефонов и возможности информационной поддержки уроков английского языка». Эта установка позволяет организовать одновременно настоящий лингафонный кабинет и компьютерный класс в маленьком кабинете иностранного языка, где по существующим санитарным нормам нельзя ставить крупное оборудование. Кстати, пока администрация школы не купила новую технику, можно учиться при помощи уже имеющихся у детей плееров и телефонов, в которые они пока только играют. Оказывается, эти модные «штучки» полезны и для освоения иностранного языка, если «закачать» на них педагогически грамотные и увлекательные дидактические материалы. Теперь диалоги, тексты можно прослушивать, просматривать не только на уроке или дома, но и в метро, на улице - в любом месте и в любое удобное для ученика время. Помощь в создании электронной дидактической базы окажет сайт http://learninginhand.com/

Завершал День учителя английского языка, по уже сложившейся традиции, круглый стол, организованный Московской Ассоциацией преподавателей иностранного языка (MELTA) под многообещающим названием «Актуальные проблемы иноязычного образования. Проекты - 2009 в помощь учителю английского языка». Вот уже пять лет это добровольное объединение лучших московских учителей английского языка делает все возможное, чтобы школьники могли развивать свои языковые умения, а педагоги росли профессионально. Организаторы пообещали, что в ближайшее время наконец-то появится сайт Ассоциации, чтобы учителя получали оперативную информацию, помощь со стороны коллег, активно участвовали в разнообразных проектах и мероприятиях.

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон