Рейтинг@Mail.ru

02.04.2009

2 апреля – День учителя географии

Педагогический марафон 2009

Этот день открылся лекцией «Мировой океан, каким его видит современная наука» Михаила Деева, старшего научного сотрудника кафедры океанологии МГУ.

Михаил Гаврилович рассказывал о том, насколько продвинулось сегодня представление о географии океанов.

- Если еще двадцать лет назад выделяли ложе океана и материковый уклон, то сегодня мы видим, что есть срединные океанические хребты, глубоководные желоба, материковый шельф, отмель, уклон - подводные окраины материков. К примеру, взгляните на этот слайд…

Учителя склонялись над блокнотами. Однако зал был большой, и видно было не всем.

- Не беспокойтесь, этот материал мы дадим в одном из наших летних номеров, - поспешила успокоить педагогов Ольга Коротова, главный редактор газеты «География» (http://geo.1september.ru).

Кстати, на сайте газеты в свободном доступе выложены статьи по теме «География океанов» (http://geo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=110010). А связаться с самим Михаилом Деевым можно по адресу deev@ocean.geogr.msu.su.

Тем временем в соседнем зале проходил круглый стол «Как поступить на географический факультет?», который вела Елена Филатова, декан географического факультета МПГУ.

Она рассказала об условиях приема на геофак в 2009 году, списке экзаменов (география, русский, биология), и пригласила всех на сайт факультета http://www.geofak-mpsu.narod.ru/. Кстати, 6 апреля на факультете будет День открытых дверей, а 12-го пройдет олимпиада по географии для московских школьников.

- Мы готовы к любым формам сотрудничества, - закончила свое выступление Елена Васильевна. - Наши студенты могут проходить педагогическую практику в ваших школах, учителей географии вместе с учениками мы приглашаем поработать на наших экспериментальных площадках, готовы проводить мастер-классы. В общем, мы открыты для любых предложений. Звоните в деканат (683-14-30), мы будем рады.

А буквально «через дверь» проходил семинар «Сочетание последних достижений академической географической науки с приемами педагогики сотрудничества на примере УМК «География» изд-ва «Русское слово».

- Я стремился увязать все школьные предметы, - рассказывал автор учебников Евгений Домогацких об особенностях учебно-методического комплекта. - Главный упор в учебнике сделан на логичность, увлекательность изложения и межпредметные связи. География - чудесный предмет, ведь каким мы покажем мир нашим детям, в таком мире они и будут жить. Давайте сделаем его интересным!

Подробнее узнать об этих учебниках вы можете на сайте издательства «Русское слово» http://www.russkoe-slovo.ru. А в методическом разделе (http://www.russkoe-slovo.ru/metodika/met_prog.shtml) можно скачать и программы к УМК этого издательства.

Второй блок этого дня продолжился лекцией «Новые интернет-ресурсы для урока географии», которую вел научный редактор газеты «География» Дмитрий Заяц. Он показал новые формы использования возможностей интернета на уроках географии на примере ресурса космических снимков http://wikimapia.org/.

- Интернет - это лишь средство усиления наглядности для думающего учителя, - сказал Дмитрий Викторович, ища на спутниковом снимке Волгоградскую ГЭС. - Это просто очень удобная интерактивная модель, которую легко использовать для учебных целей.

Действительно, получалось весьма наглядно. Например, нам нужно провести урок по энергетике России. Два щелчка мыши и пожалуйста - вот АЭС возле города Удомля, вот Сургутская ГРЭС. Видны как отличия, так и сходства разных типов электростанций, вся инфраструктура - дамбы, генераторы, подъездные пути - как на ладони.

А в конце лекции Дмитрий Викторович просто засыпал учителей полезными ссылками. И ресурсы с космическими снимками: от агентства НАСА (http://space.jpl.nasa.gov/) до российского сайта http://kosmosnimki.ru/, и немецкий сайт климатограмм по метеостанциям всех континентов http://www.klimadiagramme.de/, и сайт с данными по численности населения городов, стран и территорий всего мира http://world-gazetteer.com/, и сайт, посвященный влиянию глобального изменения климата на Россию http://climatechange.ru/.

Закончился день лекцией «Особенности подготовки к единому государственному экзамену по географии», которую проводила Нина Яковлева, бывшая заведующая кафедрой географии Московского института открытого образования (МИОО), а ныне начальник управления образования юго-западного округа Москвы.

Тема была актуальная, так что аудитория была забита под завязку.

Принципиальных изменений в ЕГЭ 2009 года по географии не будет, поспешили успокоить учителей методисты МИОО. Главное - новые даты проведения. Досрочный ЕГЭ пройдет 29 апреля, основной - 1 июня, третью попытку выпускники смогут сделать 19 июня, четвертую - 13 июля, и последний день проведения ЕГЭ - 17 июля. В этот день, кстати, можно сдать любой предмет, а не только географию.

Впрочем, в дальнейшем разговоре выяснилось, что все же некоторые изменения в ЕГЭ были внесены.

- За бывшие однобалльные задания части В теперь начисляется два балла - сообщил Леонид Перлов, учитель географии лицея №1525 «Воробьевы горы». - Это задания на соответствия, в которых ученик получал балл только за три правильных ответа. Если же он указывал только два верных решения, то балла не было. Мы это исправили, поэтому общий балл по ЕГЭ теперь не 60, а 61.

- Как же нам готовить детей, когда вы постоянно исправляете задания? - удивился один из учителей.

- Демоверсии ЕГЭ и КИМы выложены на сайте ФИПИ (http://fipi.ru/) и методической лаборатории географии МИОО (http://geo.metodist.ru/) еще с зимы, - заметил Леонид Евгеньевич. - Экзамен по географии непростой, и готовиться к нему надо минимум за полгода. Однако сдать его возможно.

- А какой ЕГЭ простой? - резонно поинтересовались из аудитории.

- Коллеги, МИОО с 1-го апреля запускает интернет-проект «Подготовка к ЕГЭ» (http://mioo.ru/ogl.php) для всех московских школ, - сообщила Нина Яковлева. - Там выложен целый цикл занятий, при выполнении которых ученики будет хорошо подготовлены к ЕГЭ.

- В том виде, в каком ЕГЭ существует сейчас, его не должно быть, - резко выступил Рустам Хабибуллин, методист ОМЦ Южного округа города Москвы. - Авторы ЕГЭ очень далеки от учебных программ и учебников, по которым мы учим детей. Например, есть вопрос - назвать регионы, где добывают и обрабатывают лен. А у нас в стране последний завод по обработке льна закрылся четыре года назад. Что должны писать на ЕГЭ дети из этих областей? Я подготовил анализ тем и заданий ЕГЭ-2009. Вы найдете его на сайте http://www.omc-sinergi.ru/, в разделе «География» лаборатории предметов естественно-математического цикла, в подразделе «Документы». Там перечислены основные ошибки при сдаче ЕГЭ. Надеюсь, вам это поможет.

- Коллеги, ЕГЭ постоянно совершенствуется, - подытожила Нина Яковлева. - До последнего дня. И мы стараемся, чтобы в заданиях не было никаких досадных ошибок. Сегодня ЕГЭ - это реальность, с которой всем нам приходится иметь дело.

Алексей Олейников

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон