Рейтинг@Mail.ru

03.04.2009

3 апреля — День учителя истории

Педагогический марафон 2009

«На историю можно смотреть, исходя из разных концептуальных оснований», – говорил на открытии дня главный редактор газеты «История» Алексей Савельев. – «Замысел нашего дня состоял в том, чтобы продемонстрировать эту «палитру» взглядов и позиций, а также возможности их интеграции на уроке».

Как учитель может интегрировать, к примеру, историю и искусство? Разговор об этом шел на дискуссионном клубе «Роль кино в обучении истории», который вели кандидат педагогических наук Михаил Левит и Анатолий Берштейн. Ведущие особо отметили, что педагогу важно отличать исторические факты, которые базируются на научных исследованиях и художественный вымысел. Отсутствие такого различения ведет к тому, что школьники начинают принимать за истину некоторые мифы, транслирующиеся с экранов. И как пример одного из современных мифов был назвал популярный фильм «Адмирал».

Но оказалось, далеко не все учителя согласны с такой оценкой фильма. Сразу после выступления Левита посыпались возражения:

- Нельзя требовать от фильма абсолютной точности, которая существует в учебнике!

- У художественного произведения есть своя правда, свои методы отражения реальности и оно несет свою истину. В фильме «Адмирал» верно переданы характеры, отражена атмосфера того времени, а самое главное, - в нем точно расставлены нравственные акценты. В школьной истории они очень важны, в отличие от научного исследования…

Тема дискуссии вызвала большой интерес аудитории. Кстати, с прошлого года газета «История» начала вести постоянную рубрику «Клио и кино», где публикуются рассказы о фильмах - образцах исторического кино.

Проблематике интеграции истории и искусства был посвящен также мастер-класс кандидата исторических наук Ирины Канторович «Библия на уроках истории и МХК. Демонстрация элективного курса и методика его использования». Ирина Валентиновна представила новый авторский курс «Библейская история в шедеврах мирового искусства». Этот курс можно вести как на уроках истории, так и на занятиях МХК. Доступ к курсу (за исключением отдельных заданий) можно получить в интернете: http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=360/. Более подробная информация содержится в статье Ирины Канторович: his.1september.ru/view_article.php?id=200801807/ .

А преподаватель Экономико-математического лицея города Ижевска Марина Ярославцева сумела соединить, казалось бы, далекие друг от друга предметы: историю и лингвистику. На своем мастер-классе «Как работать с текстовой информацией на уроке истории» Марина Юрьевна рассказала о педагогических приемах, которые учат детей проникать в суть исторических и других текстов. Приемы просты в исполнении. К примеру, после прохождения определенной темы педагог «вынимает» из соответствующего текста определенные фрагменты (скажем, те абзацы, в которых раскрываются причинно-следственные связи между различными событиями), а задача учеников - восполнить образовавшиеся смысловые «лакуны».

Знание разных подходов позволяет не только сделать преподавание истории более продуктивным, но и успешно решить задачу подготовки к ЕГЭ. О конкретных способах и приемах подготовки к ЕГЭ по истории на марафоне говорила доцент Московского института открытого образования Елена Саплина. На лекции «ЕГЭ по истории: проблемы, трудности, пути преодоления» Елена Витальевна рассказала, в частности, о том, как можно использовать проектную методику, «Дебаты», технологии RAFT и «Критическое мышление». К примеру, RAFT дает возможность посмотреть на одно и то же историческое событие с разных позиций, например, с позиции ученого, политика, журналиста. При этом следует учитывать, что выступление в аудитории научных сотрудников - это одно дело, а выступление в студенческой аудитории - другое.

И, конечно же, день истории не мог пройти без серьезного осмысления глобальных проблем, в том числе - проблем новейшей истории. Директор центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО РАН, доктор исторических наук Николай Загладин прочел лекцию «Глобализация и мировой экономический кризис», где описал динамику процесса глобализации и его влияния на экономику.

В завершение дня кандидат исторических наук Андрей Сороко-Цюпа прочел лекцию «Современная концепция преподавания Новейшей истории зарубежных стран. XX-начало XXI века», где представил оригинальный взгляд на ход истории через «призму» различных идеологических мировоззрений: консервативного, либерального и социалистического.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон