Рейтинг@Mail.ru

06.04.2009

6 апреля — День учителя биологии

Педагогический марафон 2009

День учителя биологии оставил два главных впечатления. Во-первых, аншлаг! Настоящий аншлаг. Во-вторых, герои дня – информационные технологии.

Круглый стол «Информационные технологии на уроке биологии», который вела Юлия Федорова, заведующая кафедрой информационных технологий и образовательной среды Московского института открытого образования (МИОО), стал и демонстрационным столом опыта, наработанного учителями. Творческие мастерские «Информационные технологии в учебном процессе» познакомили собравшихся с различными направлениями поиска. Мнира Булычова, учительница московской школы № 2009, рассказала о том, как действует мультимедийная поддержка уроков и внешкольных занятий по биологии. Опытом использования мультимедийных технологий на традиционном уроке биологии поделилась Ольга Дмитриева, учительница школы № 1934. А Наталья Хомякова из школы № 1302 успешно привлекает информационные технологии к формированию здорового образа жизни в рамках уроков биологии.

Нижегородские учителя Екатерина Бугрова и Вера Ермоленко провели урок-викторину «Электрические витамины», активно вовлекая собравшихся в аудитории учителей в увлекательную работу. «Использование содержательно-интерактивных цифровых ресурсов в обучении биологии» представили на своем мастер-классе педагоги-биологи Елена Чудинова и Вера Зайцева.

Подробный, пошаговый рассказ о том, как выстраивать урок с мультимедийной поддержкой, проверенный опыт учителей, которые уже широко применяют информационные технологии в своей работе, был важен для всех собравшихся педагогов, которые активно участвовали в дискуссиях и в моделировании реальных ситуаций на уроках.

Яблоку негде было упасть и в просторном зале № 5, где шла работа творческих мастерских «Научно-исследовательская деятельность в школе».

«Человек запоминает 10% из того, что слышит, 40% из того, что видит, и 90% из того, что делает» - так начала свое сообщение Елена Шевелева, учительница школы № 2007. А затем рассказала, используя мультимедийную поддержку, об опыте работы школьного эколого-биологического клуба «ИРИС», цветочное название которого расшифровывается так: исследуй-реализуй-испытывай-сравнивай. Клуб организовал в кабинете биологии музей комнатных растений, насадил аптекарский огород, изучает лекарственные растения России, основы фитодизайна, принципы озеленения города, проводит выставки-занятия «Кого мы приручили», посвященные домашним животным. Начатый клубом эксперимент «Чем мы дышим: растения-фильтры» привел к тому, что классы «озеленились». Рассказ о работе энтузиастов был встречен аплодисментами аудитории.

Учительница школы № 3 из города Одинцова Людмила Капшук увлекла своих учеников новейшей наукой - этногеномикой. На марафоне она рассказала об исследованиях, которые ребята ведут уже четвертый год на стыке истории и биологии («Что объясняет этногеномика - наука будущего?»).

Конечно, не был забыт интернет. Кандидат биологических наук Сергей Глаголев посвятил свое выступление «ВИКИПЕДИЯ как образовательный ресурс в преподавании биологии» тем богатейшим возможностям, которые предоставляет сеть, до сих пор еще, что греха таить, лучше освоенная многими мальчишками и девчонками, чем их наставниками.

Кандидат педагогических наук Георгий Лернер (МИОО) привлек внимание участников к дидактическим принципам конструирования и отбора заданий по биологии: «Ведь что такое система заданий? Это не набор, не компот! А именно целостность, взаимосвязанность заданий, результатом выполнения которых должен стать исчерпывающий охват урока - темы - курса».

Доцент кафедры преподавания биологии МИОО Валерий Рохлов прочел лекцию «Особенности подготовки к единому государственному экзамену по биологии».

Его выступление-предупреждение было достаточно тревожным: «В этом году уже и Москва вступила в плановый режим ЕГЭ. Закон принят, ЕГЭ есть и будет, потому что отменить закон еще труднее, чем принять его. Поэтому всех учителей прошу: купите Закон «Об образовании», проштудируйте то, что касается единого экзамена, внимательно ознакомьтесь с правовой базой. Вся нормативная база по ЕГЭ есть. Многие грамотные родители изучили ее очень въедливо, а ведь не бывает так, чтобы экзамены совершались беспроблемно. Тем более что в течение последнего года «правила игры» не раз менялись и ситуация сложилась напряженная. В этом году московские выпускники получат задания по биологии, которые уже прошли пятилетнюю обкатку, так что неприятных неожиданностей ожидать не надо. Биология, как и все предметы естественно-научного цикла, - это предмет добровольного выбора учащегося, так было, есть и будет. А по Москве на сегодняшний день записались на экзамен по биологии восемь тысяч ребят».

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон