Рейтинг@Mail.ru

07.04.2009

7 апреля — День учителя химии

Педагогический марафон 2009

Глядя на расписание этого дня, хотелось воскликнуть: «Призрак бродит по залам Марафона. Призрак ЕГЭ». Этой нерадостной аббревиатурой пестрели и вертикальные (временные), и горизонтальные (пространственные) линейки. Тем не менее организаторы, ведущие и участники постарались не сводить разговор к тому, на какие именно задания надо натаскивать детей и как это сделать.

Марат Ахметов, кандидат химических наук, заведующий кафедрой естествознания Ульяновского ИПКПРО начал свою лекцию «ЕГЭ по химии: стратегия успеха» не с перечисления заданий, тестов и формул, а с предложения задуматься об особенностях мышления ученика: «Нельзя делать ставку лишь на левое полушарие». Хотя традиционно школьное обучение, особенно по негуманитарным дисциплинам, опирается исключительно на логический подход. И предложил коллегам, говоря о химических веществах и процессах, начинать с построения в сознании детей системы взаимосвязанных образов. Ведь за любой химической формулой скрывается вполне реальное вещество, текучее, летучее или твердое; у него есть цвет, запах; у него есть название. Если миновать эту стадию знакомства, знания у детей будут не живыми, а формальными.

Можно, конечно, идти и другим путем - от знаков, логики, аудиальной информации. Но детей, склонных к такой схеме восприятия, гораздо меньше.

Очень рекомендовал М.Ахметов графические схемы, делающие процессы химических реакций наглядными. А в классе можно даже предложить ребятам: «Представьте, что вы стали маленькими, как атомы». Наверняка дети охотно будут имитировать химическую реакцию, передавая друг другу, например, ручки-«электроны».

Какая связь с экзаменом? Самая прямая: таким образом знания активно присваиваются ребенком. Это и будет залогом того, что он успешно справится с тестовыми заданиями.

О методике преподавания говорилось и вне связи с ЕГЭ. В преподавание химии активно входят те же инновации, которые осваивает сейчас вся школа.

Татьяна Боровских, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, на лекции «Методика использования на уроках химии технологий индивидуализированного обучения» предлагала участникам марафона использовать приемы и методы, повышающие мотивацию и уровень усвоения материала. Они вполне универсальны. Например, деление учеников на группы трех уровней в зависимости от степени усвоения знаний. Но поскольку в зале сидели учителя именно химии, ведущая демонстрировала соответствующие примеры заданий разной сложности для всех трех типов групп.

Так же универсален для всех учебных предметов компетентностный подход (и так же малопонятен для представителей всех учебных дисциплин). Поэтому Марина Шалашова, кандидат педагогических наук, доцент Арзамасского педагогического института, сначала информировала учителей о том, чем компетенции отличаются от привычных всем ЗУНов. И поскольку отличие довольно существенное, то и оценивание компетентности ученика должно быть иным. Ребенок, не знающий теории, но умеющий найти нужную ему информацию в справочной литературе и решивший задачу правильно, демонстрирует компетентность. А тот, кто выучил теорему, но применить ее для решения не смог, наоборот, некомпетентен.

Для оценивания в логике этого подхода М.Шалашова предложила комплексное измерение, в которое входят непривычные пока для учителей методы: контекстное задание, портфолио, кейс-измерители. Кейс - это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ребенок должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Педагоги Арзамасского института продемонстрировали несколько заданий, но учитель может и сам составлять их, если его не смутит трудоемкость процесса. Проведя комплексное измерение компетентности, учитель, по версии арзамасских ученых, по специальной формуле высчитывает рейтинговый балл ученика по предмету.

Еще одна мощная тенденция, охватившая всю школу - компьютерные технологии. И химики здесь не исключение. Ольга Тиканская, учитель гимназии № 9 г.Воронежа провела мастер-класс «Использование компьютерных технологий и интерактивной доски для решения конкретных задач при изучении химии в школе», где продемонстрировала коллегам разные типы заданий. А Юлия Русскова, учитель московской школы № 1994 на творческой мастерской «Игровые технологии с применением компьютера» рассказала о познавательных играх «Хочу все знать» и «Алхимик», которые создали сами ребята под ее руководством. И главное в них не использование компьютера и не уровень дизайна, а то, из чего родилась идея. Из желания помочь слабым ученикам, которым в качестве посильного домашнего задания учительница предлагала сделать слайд по пройденной теме. Неожиданно такой возможностью заинтересовались и сильные ученики. Из накопившихся материалов и, главное, из пробудившейся инициативы и сотрудничества и родились самодельные компьютерные игры.

К счастью, педагогическая составляющая не затмевалась техническими и методическими новшествами и в других выступлениях. Олег Габриелян, профессор Академии последипломного образования Московской области, призывал коллег-учителей, несмотря на любовь к своему предмету не терзать тех учеников, кому не придется сдавать химию, а показать красоту и необходимость этой науки. Ведь о ней можно рассказывать, не вдаваясь в дебри формул. Например, о разделе химии с модной сегодня приставкой «нано-», где перестают действовать привычные законы.

Примером такого увлекательного ознакомления с химией, а заодно и с физикой стал рассказ Гульнары Белоноговой, учителя школы № 110 г.Уфы об элективном курсе «Поверхностные явления». Поводом для первого ознакомления с курсом становятся… мыльные пузыри. Что может быть легкомысленней? Легкие радужные шары, плывущие вдаль. А почему круглые? Почему так относительно долго живут, хотя «сделаны» из воды? Отвечая на эти незамысловатые вопросы, учитель вовлекает ребят в разговор о химических связях и природе поверхностного натяжения, проводит с ними эксперименты, рассказывает об использовании поверхностного натяжения и смачивания в промышленности, живописи, в быту. Остаться равнодушным не сможет даже самый гуманитарно настроенный ребенок.

Кстати, в разговор о химическом образовании в школе внесли свою лепту и ученики московских школ. Но конечно, те, кто увлечен химией и биологией. Они демонстрировали гостям марафона результаты своих естественно-научных проектов, достойно завершив этот разнообразный день.

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон