Рейтинг@Mail.ru

17.04.2009

17 апреля — День школьной администрации

Педагогический марафон 2009

Вот и наступил заключительный день Марафона–2009! Завершали педагогический парад руководители школ. Они встретились со специалистами и коллегами-практиками, пообщались друг с другом – в общем, использовали все возможности конференции: обучение, обмен опытом, консультации и разговоры по душам…

Обучение

Семинар Сергея Воровщикова, доктора педагогических наук, профессора кафедры управления образовательными системами МПГУ, назывался «Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции учащихся». Кратко: нельзя учить «вообще», надо учить чему-то конкретному. Следует все четко расписать. Например, перечень общеучебных умений ученика (работа с текстом, умение анализировать, обобщать, классифицировать и так далее) сразу дает понять, чему следует учить и что проверять. Эта простая идея, говорил ведущий, основывается на законах математической и диалектической логики. Действуя в этом ключе, мы сформируем в ученике «академическую мобильность». Наверное. Но вот реплика с места: «Как чудесно. Это позволит учителю из ничего извлекать что-то. Создавать видимость». В общем, исходя из педагогической логики, не все, что проще, - лучше.

Любовь Плахова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами МИОО, читала лекцию «Компетенции и компетентность руководителя ОУ». Как оценить эффективность, результативность и компетентность руководителя? При помощи чего? Очевидно, что нынешний руководитель ОУ работает неэффективно: оперативная работа съедает почти все время, поэтому «мысли о школе», о стратегии ее развития обычно переносятся на каникулы или на отпуск. И далее: мастерство директора, как правило, уходит вместе с ним. Никто не исследует технологичные моменты его мастерства - некому? Незачем? Проблема. Между тем эффективность и результативность директора не в том, чтобы бумаги вовремя сдавать, а в том, чтобы брать на себя ответственность за развитие школы, проектировать и прогнозировать ее будущее и будущее ее учеников. Это в компетенции руководителя прежде всего.

О том, что ни педагоги, ни руководители школ зачастую не готовы заниматься проблемами охраны и укрепления здоровья учеников, говорила Ольга Гладышева, доктор биологических наук, профессор Нижегородского института развития образования в лекции «Системная модель деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся». Суть модели в том, что основанием здоровой школы служит хорошая коммуникативная среда. Сначала - общение, положительный эмоциональный фон. Если это есть, то и обучение, и воспитание, и управление безопасны для здоровья человека.

Марина Пинская, кандидат педагогических наук, заместитель директора центра методики и оценки качества обучения (ГУ-ВШЭ) провела мастер-класс «Портфолио учителя - свидетельство качества работы и инструмент профессионального развития». Посмотреть на портфолио так - значит, вложить в деятельность по его составлению личные смыслы, и ведущая показывала, каким в таком случае должен быть этот документ по содержанию и структуре.

Названы три «несущие конструкции» настоящего портфолио. Индивидуальный план развития педагога (цели, которые надо достичь, умения, которые приобрести, места, где предполагается их освоение). Профессиональный стандарт (его, увы, все еще нет). Стратегический план развития школы.

Обозначена цель настоящего портфолио: если детям стало интереснее учиться с учителем, если они «пошли в рост», значит, у учителя отличное портфолио. А если у учителя в достижениях одно, а у детей - другое, значит, что-то с портфолио учителя не так.

Вопрос: кто сегодня заинтересован в том, чтобы портфолио стало настоящим инструментом проектирования профессионального развития учителя? Зал безмолвствовал. Никто? Портфолио - кнут. Портфолио - для проверяющих. Портфолио - это на конкурс. Но портфолио для себя?

Дискуссия все же получилась: мы вводим педагогов в мир бумаготворчества, а когда в глаза ребенку посмотреть… где такие учителя, которые смогут это делать… учителю-личности никакие портфолио не нужны, а если он не личность, его ничто не спасет… каждый нуждается в развитии… к сожалению, подходы «от смысла» к нашей реальности отношения не имеют… нам бы «поучаствовать», вот самое актуальное слово сегодня.

В общем, любую хорошую идею можно довести до абсурда. Всем можно управлять, но в каком направлении? Относительно портфолио: вводить или не вводить - решает директор. Важно, чтобы решение принималось осмысленно. Тогда оно пойдет на пользу, а не во вред.

Обмен опытом

Семинар «Формирование комплексной системы качественного оценивания личностного роста учащегося в условиях перехода к компетентностной парадигме образования» вели педагоги московского Центра образования №2010. Ирина Морозова, заместитель директора по УВР, рассказывала: «Людям, и детям особенно, свойственно искать источник неудач вовне: кто-то помешал или что-то воспрепятствовало осуществлению планов.

Портфолио ученика помогает ему обратить внимание на неудачи, проверить достижимость целей». Далее речь шла о структуре портфолио: ценности, ресурсы, успехи. Можно ли перенять этот опыт? Лишь отчасти, ведь то, каким быть ученическому портфолио, решается внутри школы и согласуется с ее смыслами и смыслами учеников школы.

В школе №28 г.Кирова администрация давно и успешно пользуется программным продуктом «Единое информационно-педагогическое пространство управления образовательным учреждением». Директор Николай Целищев показывал, что значит «перевести приказ», а не вновь создать; как облегчают работу шаблоны графиков и диаграмм; как работает электронный журнал в автоматическом режиме и как быстро можно получить данные о школе, классе, учителе, ученике. Облегчение большое, ведь, как ни говори, но оргработа занимает сегодня у руководителей ОУ от девяноста до ста процентов рабочего времени.

Педагоги профильной школы полного дня №1 г.Рязани во главе с директором Ольгой Горьковых рассказывали об организации послеурочной жизни детей - она выходит далеко за границы школы (вузы, предприятия, учреждения культуры и здравоохранения), простирается и за пределы области (целевые экскурсии, апробация учебников московского издательства, общение со школами-партнерами в интернете).

Представленный проект «Школа полного дня как центр социокультурного взаимодействия в микрорайоне» грандиозен. А начиналось все с раздумий о том, как организовать в школе хорошую профильную подготовку, как повысить процент «попадания в профиль».

Давний друг марафона Вятская гуманитарная гимназия г.Кирова в этом году представила мастер-класс «Влияние гимназических проектов на имидж школы». Валерия Вологжанина, директор школы, словно фокусник, «вынимала» один удивительный проект за другим, и было видно: сила каждого - а) в традиции; б) тщательности подготовки. Принцип работы гимназии с городом и другими городами - обмен творческими силами.

Консультации

Елена Болотова, доктор педагогических наук, профессор кафедры дисциплин правового цикла юридического факультета Университета РАО излагала сложные темы образовательного законодательства. Очень быстро разговор перешел в режим «вопрос - ответ»: объем нагрузки руководителя, как выйти из положения при «недобирании» нагрузки, почему в каждом регионе «своя» юридическая практика и стоит ли обращаться в суд, чтобы отстаивать свои права. Из уст ведущей прозвучало: «Чтобы не платить, чиновники находят всякие лазейки, порой сами пишут рекомендации, но их законность надо проверять». Кстати, Елена Болотова регулярно отвечает на вопросы по образовательному законодательству на сайте www.zakon.ru

Ольга Митрахович, сотрудник городского методического центра МИОО, рассказывала о работе «горячей линии» по ЕГЭ: здесь аккумулирована вся информация по теме, все полезные ссылки, а специалисты отвечают на любые вопросы.

…Но тут в лицее 1535 победно забили барабаны - красочная процессия обходила залы и вестибюли: ликуйте! Марафон - был! Марафону - быть!

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон