Рейтинг@Mail.ru

17.03.2007

16 марта — День учителя физической культуры

Педагогический марафон 2007

Этот день начался для редакции "Спорта в школе" загодя: учителя звонили в редакцию, спрашивали: "Какова дистанция марафона?" И понятно, физкультурники - единственные, кто мог понять это слово буквально и начать готовиться к старту.

11 часов утра. Старт дан. Лариса Сиднева, первый вице-президент Федерации аэробики России, выступает в Паркетном зале: «Мы много работаем со школами и видим заинтересованность учителей и ребят фитнесом и аэробикой. Не всегда учитель может вести занятия этими видами спорта на должном уровне: здесь, как и в других специализациях, есть своя специфика. Но мы предлагаем свою помощь. Например, можем обучить кого-то из ребят вашей школы вести определенные программы по аэробике, а потом они принесут полученный у нас опыт в свою школу. Кроме того, мы готовы присылать в школы на практику талантливых студентов, которые смогут привлечь учеников ваших школ к этому динамичному виду спорта».

Тем временем в Малом зале учителей пытались увлечь игрой в русскую лапту гости из Башкортостана: декан факультета физической культуры Уфимского педагогического университета Виктор Щемелинин и заведующий одной из кафедр этого факультета Рифа Валиахметов. Они приготовили подробнейшую компьютерную презентацию своей программы и мужественно отвечали на вопросы сомневающейся аудитории: «Травмоопасна ли лапта? Опасность не больше, чем при игре в теннис, но она есть, конечно: а что в жизни не опасно совсем?»

Виктор Лепешкин - один из самых разносторонних учителей физкультуры. В прошлом году он вел мастер-класс по бадминтону, на этот раз рассказывал об обучении тактике игры в волейбол, считая, что начинать обучение в школе нужно именно с нее: «Важно научиться правильно подавать мяч, выполнять различные удары. Но на волейбол в школе отводится так мало времени, что часто на объяснение того, как ведется сама игра, на объяснение тактики, не остается времени». Гости задумались: а действительно, не стоит ли сначала дать возможность ребятам почувствовать вкус от игры в парах, тройках, использовать другие известные тактические приемы и лишь потом перейти к серьезному изучению техники волейбола?

Тем временем на круглом столе «Ценности физической культуры и их интериоризация» (то есть процесс их присвоения, в результате которого ценности взрослых становятся внутренними ценностями ребят) разгорелась серьезная дискуссия. Что является ценностями физической культуры? Здоровье, радость движения, постановка цели (собственной, важной именно для тебя), толерантность...

Учитель физкультуры, принимающий ценности личности, творчества, авторства, может сделать так, чтобы эти ценности стали важной частью жизни его учеников. Как? Используя проектную деятельность («Только это должен быть проект, тема которого действительно значима для ребенка!»), соревнования («Но соревнования, в которых участвовать могут все, а не избранные!»)…

Одна из ценностей физической культуры, которая была признана всеми участниками разговора, - умение выбирать из множества вариантов деятельности ту, которая интересна для тебя. Спорт - это всегда выбор. А вот «большой спорт» многие учителя считают «антиценностью» физической культуры. Спор получился острый: чего-чего, а азарта учителям физкультуры занимать не надо. Разговор только начат: подробно о нем читайте в газете «Спорт в школе».

Одним из участников дискуссии о ценностях был Евгений Гомельский, самый, пожалуй, знаменитый российский тренер по баскетболу. Его личное выступление началось с мастер-класса «Стритбол и баскетбол в школе», где было рассказано об изменениях правил соревнований, об организации соревнований по этому виду спорта.

Евгений Яковлевич начал свое выступление так: «Дискуссия о ценностях физической культуры была такой серьезной, словно это научная конференция самого высокого уровня». Он предложил поддержку учителям, занимающимся популяризацией баскетбола в своих образовательных учреждениях: «Мы открываем стипендии для таких учителей. Именно учителя могут возродить российский спорт».

Граница между спортом и физической культурой: где она? Может ли развиваться спорт там, где нет культуры физической? Как сделать, чтобы наши дети занимались физкультурой с увлечением, с азартом, с радостью? Об этом говорил и Юрий Перегудов, директор оздоровительно-образовательного центра из Тульской области, который вел круглый стол «Организация и проведение президентских состязаний»: «В этих соревнованиях участвуют не отдельные спортивные звездочки, а целые классы, причем чтобы победить, каждый участник должен быть и сильным, и ловким, и быстрым, и выносливым».

Ольга Никитина
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон