Рейтинг@Mail.ru

31.03.2010

31 марта — День учителя химии

Педагогический марафон 2010

День учителя химии начался на светлой музыкальной ноте. Пианистка и композитор Алина Ненашева исполнила на белом рояле три миниатюры собственного сочинения. А потом пошла напряженная работа – лекции, семинары, мастер-классы, «круглые столы». В центре внимания были подготовка выпускников к единому государственному экзамену и принципиальные проблемы школьного химического образования.

Сергей Сладков, доцент Педагогической академии последипломного образования, провел семинар «Особенности подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к ЕГЭ по химии». Ведущий поделился своим преподавательским опытом: как рациональнее использовать время, отведенное для экзамена, и набрать максимальное количество баллов. Его рекомендации были четкими и предельно конкретными. Прежде всего ученик должен быть готов к экзамену психологически, ему необходимо вместе с учителем проанализировать структуру теста. Целесообразно сократить время на выполнение заданий категории «А» с 2-3 минут до 1 минуты. Тактические приемы таковы: если ученик видит, что первый же ответ на вопрос - правильный, не надо читать остальные и раздумывать над ними. При сомнении в выборе между двумя вариантами следует предпочесть более типичный. Исключительно важно сочетать знание химии с применением логики. Внимательно читать задания, выделяя ключевые слова. Сергей Сладков пообещал выложить материалы своего доклада, включавшего и многие другие рекомендации, на сайте Издательского дома «Первое сентября».

Мастер-класс профессора МГТУ им. Баумана Германа Фадеева назывался «"Скорая помощь" по химии для поступающих в технические вузы»: ведущий показал все узкие места подготовки абитуриентов на основе анализа и обобщений данных об экзаменовке поступающих в технические вузы за 2008- 2009 годы.

Заинтересованное участие приняли гости Дня учителя в круглом столе «Проблемы современного школьного химического образования и пути их решения». Ведущий «круглого стола» Олег Габриелян, профессор Педагогической академии последипломного образования, вынес на обсуждение четыре основные проблемы: как повысить мотивацию школьников к изучению химии, что делать с сокращением количества часов, отведенных на курс химии, почему уроки химии «теряют» живой химический эксперимент и, наконец, какие трудности в преподавании курса химии связаны с единым государственным экзаменом.

Выступавшие на «круглом столе» учителя рассказали о реальных проблемах. Сегодня все сильнее ужесточается внешкольный контроль школьного обучения, школьники постоянно пишут различные диагностические работы, из-за этого пропадают отведенные на химию часы, которых и так не хватает. Как сдавать ЕГЭ, если в 11 классе у ребят на химию только один час? Живой эксперимент уходит с урока химии не в последнюю очередь потому, что многие реактивы Госнаркоконтроль попросту запрещает хранить. Натаскивание на тесты ЕГЭ - это беда: если ученик решит задание лучше, короче, оригинальнее, чем предлагал заложенный в компьютер вариант, он ничего не выиграет, а только проиграет. Обобщая высказанные точки зрения, Олег Габриелян подвел итог обсуждению в своего рода «рекомендациях круглого стола»: так как время и общество нуждаются в химически грамотных людях, внести предложение о введении химии обязательным элементом ЕГЭ хотя бы на базовом уровне; начинать преподавание химии на год раньше, с седьмого класса; в 10-11 классах оставить лимит времени 2 часа; немедленно прекратить использование учебного времени во внеучебных целях.

Инна Тригубчак, учительница химии из гимназии Сергиева Посада, провела семинар, на котором яблоку негде было упасть, - «Электронно-ионный баланс в курсе органической химии средней школы»: если хорошо изучить этот метод, можно с надежностью предсказывать результаты даже очень сложных реакций.

Елена Зубцова, учительницы химии школы № 17 города Подольска, провела мастер-класс, на котором поделилась увлекательным опытом - «Нетрадиционный подход к обучению химии с использованием здоровьесберегающих технологий на базе нестандартного кабинета химии». Докладчица напомнила, что в применении компьютерных технологий хорошо бы знать меру: вместо живых лиц дети видят только экраны, вместо живых звуков слышат механические из наушников. Следовало бы по возможности уводить их от компьютера хоть на части уроков, а мы заваливаем их рефератами и презентациями. Нестандартный кабинет химии как раз и создан как самый «живой», где столы - красный, желтый, зеленый - расставляются так, как удобно в данный момент для работы, где ученики перемещаются по кабинету так, как им нужно, где живая зелень и цветы радуют глаз.

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон