Рейтинг@Mail.ru

03.04.2010

3 апреля — День учителя физики

Педагогический марафон 2010

В день учителя физики напряженная работа велась на пяти площадках сразу – в пяти больших аудиториях, заполненных целиком. В центре внимания докладчиков и участников были два вопроса – разнообразные аспекты подготовки ЕГЭ и актуальные проблемы преподавания физики в современной школе.

Алексей Нуринский и Леонид Кирик, научные сотрудники Лаборатории физического образования ИСМО РАО, выступили с лекцией «ЕГЭ по физике? Это очень интересно!».

Мониторинг результатов ЕГЭ и ГИА по физике свидетельствует, что в последние два года произошел некоторый рост баллов. Это еще не рост качества, предупреждают лекторы, но показатель того, что процедура экзамена стала знакомой, отступил страх перед ним и пришло понимание, что ЕГЭ по физике не требует каких-то сверхъестественных усилий.

При этом в ходе проверок выявилось, что на результаты экзамена очень сильно влияет форма предъявления заданий. Оказывается, дети хорошо читают текст, но очень плохо читают графики, картинки, диаграммы. Другая сложность состоит в том, что ученики, успешно решив задачу, затрудняются дать объяснения своему собственному решению. Поэтому в 11 классе необходимо уделять пристальное внимание не просто решению задач, а умению эти решения обосновать.

Доцент Константин Парфенов, заведующий отделом нового приема и работы со школьниками физического факультета МГУ, прочел лекцию «Подготовка школьников к решению сложных задач по физике на испытаниях ЕГЭ, олимпиад и вступительных экзаменов профильной направленности». Лекция вызвала острый спор: допустимо ли значительно повышать сложности задач?

Василий Зинковский, заведующий кафедрой физики МИОО, и Марина Демидова, доцент кафедры физики МИОО, рассказали о Едином государственном экзамене по физике в 2010 году и проанализировали тренировочные варианты.

Кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн представил новый дистанционный курс «Как научиться решать задачи по физике: авторская технология подготовки к ЕГЭ и ГИА».

Романтика исследовательского свершения, дерзание и научный подвиг предстали перед слушателями в докладе «От лунохода до инопланетного транспорта». Докладчиком выступил профессор Вячеслав Довгань, водитель первого лунохода.

Повышение мотивации к занятиям физикой обсуждались на лекциях, семинарах и мастер-классах. Галина Степанова, профессор кафедры естественно-математического образования Ленинградского областного института развития образования, рассмотрела развитие учащихся в процессе преподавания физики на основе информационного подхода. Живым и разнообразным опытом по теме «Современный урок и фронтальный эксперимент в условиях ЕГЭ и при переходе к стандарту второго поколения» поделились учителя-практики - Игорь Царьков, учитель физики и астрономии школы № 29 города Подольска, Андрей Чарушин, ведущий конструктор «Учтехприбора», Михаил Чжан, учитель лицея города Фрязино.

Лев Пигалицын, шестикратный «соросовский учитель» из школы № 2 города Дзержинска Нижегородской области, рассказал о проектной деятельности учащихся и учителей, об успешном участии в международном конкурсе Intel-2009 и о новом дистанционном курсе «Физический виртуальный эксперимент».

Открытый семинар методиста Ирины Годовой включал в себя целый ряд направлений - использование интерактивных заданий по физике, интерактивный мониторинг и контроль знаний, проектирование интерактивного урока «здесь и сейчас», создание интерактивных моделей физических процессов, опыт по применению презентационного и проекционного оборудования компании «Polymedia».

Александр Грачев, доцент кафедры общей физики физического факультета МГУ, проанализировал основополагающие принципы построения курса физики в средней школе на примере УМК «Физика». Докладчик остановился на парадоксальных фактах: школьники зачастую воспринимают физику как нечто слишком сложное и скучное, а между тем школьный курс физики краток - он включает в себя, строго говоря, полтора десятка законов и сорок задач, то есть, при пятилетнем курсе, изучается восемь задач в год. Ограниченность числа конкретных типов задач ребятам можно и нужно объяснить, тогда они перестают бояться. Можно и нужно убедить ученика, что школьный курс физики компактен, логичен, последователен и осваивается легко и с интересом. Как во всем этом можно убедить? С помощью грамотного, увлекательного учебника и грамотного, увлеченного педагога. Именно так!

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон