Рейтинг@Mail.ru

20.03.2007

19-20 марта — Дни школьного психолога. День второй

Педагогический марафон 2007

С утра на лекции заведующей лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО Елены Щеблановой речь шла об одаренных детях, которым бывает труднее, чем обычным, вписаться в школьную жизнь.

Среди таких детей, имеющих высокий интеллектуальный и творческий потенциал, многие учатся гораздо хуже, чем могли бы. Задача психолога - помочь ребенку и учителю адаптироваться друг к другу. Одаренным детям, как правило, мешает всё: и положительные стороны их таланта, и неизбежные отрицательные черты, на которые обречены все неординарные люди. Например, гибкость мышления, то есть умение быстро переходить из одной темы в другую, находить неожиданные параллели и т.п., в школе, где учебный процесс движется строго от одной темы к другой, мешает и учителю, и остальным ученикам. То же самое можно сказать и о повышенной любознательности.

Если зубрежка вызывает протест и у обычного ребенка, то одаренного она, по словам Елены Щеблановой, может довести до невроза. Кроме того, многие талантливые школьники просто не способны запоминать то, что им неинтересно, в то время как учителя и родители ждут от них высоких результатов во всем.

Имея дело с одаренными детьми, часто приходится сталкиваться с неравномерностью развития. Так, при высоком интеллектуальном уровне могут сильно «западать» социальная и эмоциональная сферы. В первом случае такой ребенок будет изгоем. Во втором - может доставить много неприятных минут учителям и одноклассникам: он достаточно умен, чтобы увидеть их недостатки и слабые стороны, но при этом не умеет быть снисходительным к людям.

По словам Елены Щеблановой, есть множество коррекционных методик для детей, отстающих в интеллектуальном развитии, а вот для одаренных школьников, которые имеют проблемы с учебой, практически ни одной. Поэтому очень важна индивидуальная работа школьного психолога с каждым таким ребенком.

Следующие три часа были посвящены не менее сложной проблеме: работе с агрессивными детьми. Наталья Сакович ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования из Минска рассказывала собравшимся о своем опыте взаимодействия с агрессивными детьми.

- В первую очередь необходимо понять, - объясняла Наталья Сакович, - что агрессивность - это не патология, а нормальная реакция загнанного в тупик подростка на ситуации, которые он не может решить иначе. Ни в коем случае нельзя корежить психику ребенка, насильно загоняя его в удобные для нас поведенческие рамки. В лучшем случае это закончится потерей контакта с ним, в худшем - суицидом.

У подростковой агрессивности две основные причины - защита и страх. Таким детям надо прежде всего дать возможность высказать все то, что их мучает, ведь многие не могут этого осознать без посторонней помощи.

По словам Натальи Сакович, идеальный метод здесь - это арт-терапия . Она позволяет детям выразить себя, а психологу дает богатейший материал для анализа. Под руководством Натальи Сакович агрессивные школьники рисуют свои страхи, фотографируют свое одиночество, лепят свою боль.

Главный секрет работы с такими детьми, считает Наталья Сакович, - не пытаться убедить их, будто в мире и в человеческих отношениях все безоблачно. Психолог должен попытаться показать им, что в мире есть и добро, и зло, и порой они переплетены очень тесно. А потом постепенно научить обращать внимание на хорошее.

Наталья Ключарева
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон