Рейтинг@Mail.ru

21.03.2007

21 — 22 марта — Дни учителя английского языка. День первый

Педагогический марафон 2007

– С новым годом, коллеги! – так довольно неожиданно для присутствующих начала первый День учителя английского языка главный редактор газеты «Английский язык» Алена Громушкина. – Нет, я не ошиблась, – успокоила она удивленных педагогов, – просто сегодня и в самом деле первый день нового солнечного года, когда света наконец-то становится больше. И потом, многие учителя уже 6 лет измеряют свою профессиональную жизнь от Марафона до Марафона. Действительно, где еще можно встретиться и поговорить с коллегами, единомышленниками о наболевшем?

Алена Громушкина напомнила, что традиция встречаться с коллегами и обсуждать профессиональные проблемы возникла в России еще в 19 веке, где на одной из таких встреч педагоги сообща написали «Обязанности учителя», в которых, наряду с необходимостью тщательно готовиться к занятиям и не пропускать их даже по болезни, «превозмогая себя» (разве сейчас иначе?), было записано, что «занятия нужно вести с усердием, поддерживая внимание класса постоянным наблюдением за учениками, ясностью и живостью преподавания и заметною, хотя и не выражаемою в словах утехою при виде успехов учащихся». Но как добиться таких успехов, чтобы впоследствии утешаться ими? Об этом и вели профессиональный разговор педагоги в разных аудиториях Дома Учителя. Как обычно, крупнейшие издательства, такие, как «Просвещение», «Дрофа», «Макмиллан», представили новые учебные комплекты, обсудили с марафонцами, как эффективнее работать по ним, как грамотно использовать на уроках мультимедийные интерактивные программы.

Паркетный зал был отдан педагогам-практикам. Учительница из города Грязовец Вологодской области Ирина Курбеева и Елена Бабина из Губина рассказали, как работать с маленькими детьми по учебнику профессора Валентины Богородицкой. Они уверены, что можно не просто «проходить» программные темы и параграфы, а включать в диалоги слова, позволяющие ребенку рассказать о себе, о школе, о семье, о друзьях и играх. А грамматику помогут изучить веселые стихи и песенки. Яркие картинки и цветные схемы нужны для того, чтобы разные дети с разными особенностями восприятия освоили трудный материал.

Тонкости использования компьютера на уроках английского языка продемонстрировали московские учительницы - Ольга Корчажкина и Елена Савушкина. О лексической работе рассказала Марина Семибратова - педагог из села Кошки Самарской области. А о том, как превратить урок в подростковый дискуссионный клуб, где обсуждаются самые острые молодежные проблемы, рассказала Стефани Фандербург (Stephanie Funderburg) - преподаватель из Америки, неутомимый редактор-консультант газеты «Английский язык». Елена Лубнина - представитель посольства США дала несколько советов педагогам, как совершенствовать свой английский, не выезжая за пределы Москвы.

Малый зал работал для тех, кто пришел на Марафон не за новыми учебниками и не за методическими приемами и находками, а за глобальными идеями. Первой на его сцену вышла Каринэ Махмурян - заведующая кафедрой иностранных языков МИОО. Она лучше многих знает и понимает, что происходит с преподаванием иностранного языка в России. Напомнив собравшимся о новых формах контроля (ЕГЭ), о требованиях времени (личностно-ориентированное образование, компетентностный подход), Каринэ Степановна заговорила о традиционных проблемах. Дети по-прежнему не знают грамматики, не ориентируются в социо-культурных особенностях англоязычных стран. Зачем тогда учить язык, если он не знакомит ребенка с иной культурой, иным образом мыслей? Причина многих проблем преподавания английского языка в школе - дефицит квалифицированных кадров. В Москве сейчас ситуация хуже, чем где бы то ни было. В школах работают, в основном, пенсионеры и малоквалифицированные преподаватели, не имеющие специального образования. Понятно, что молодые люди предпочитают устроиться на работу в какую-нибудь фирму, чем вести уроки в переполненном классе.

Московское правительство решило в корне изменить ситуацию. Принято решение: с сентября 2007 года повысить зарплату преподавателям иностранного языка в 2 раза, доплачивать еще 15% за ведение внеклассной работы, а главное - ввести стандарт на условия работы. То есть прежде чем спрашивать с учителя высокий процент обученности, администрация и методист должны позаботиться о том, чтобы он работал с небольшой группой (8 учеников), имел в своем распоряжении DVD и CD проигрыватели, компьютеры, интерактивные доски.

Ирина Ларионова - заведующая кабинетом иностранных языков Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования поддержала Каринэ Махмурян и рассказала залу, каким видят современного учителя слушатели ее курсов. Они видят его за компьютером, в сети Интернета. Не авторитарным, не монологичным, способным выстроить групповую работу. Чтобы главную роль на уроке играли дети, а не педагог. И тем более не методист, которому тоже не помешало бы выйти из роли контролера, надсмотрщика. Школе, учителю нужен грамотный опытный советчик, помощник, умеющий видеть за частностью - общую проблему, за сухими цифрами - реальную жизнь.

В конце дня на сцену Малого зала поднялись педагоги Московской Ассоциации преподавателей иностранного языка (MELTA). Лариса Машкова продемонстрировала залу умение говорить красиво и выразительно, что так необходимо учителю на уроке. Ирина Короткина объяснила, как помочь школьникам понять сложные английские компьютерные программы и инструкции. Сегодня учитель не может работать в одиночку, ему необходимо профессиональное общение, знакомство с разнообразными методиками, обмен опытом. И Ассоциация дает ему такую возможность.

Людмила Печатникова
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон