Рейтинг@Mail.ru

27.03.2007

27 марта — День учителя технологии

Педагогический марафон 2007

День технологии традиционно был выездным – он проходил в московском Центре образования № 293 на ВДНХ. Все пять этажей были увешаны и заставлены детскими работами. Уже на первом этаже марафонцев встречали стенды с резными поделками, аппликацией, батиком и удивительными деревянными скульптурами. «А как у нее такое четкое лицо получилось?» – удивились гости, увидев большую куклу из синтепона. «Очень просто, – ответила девочка лет двенадцати. – Вот сюда стежок, потом обратно, снова вверх, и получается нос».

На третьем этаже в обычном классе учителя внимательно слушали лекцию доктора педагогических наук, член-корра РАО и заведующей Центром Института содержания и методов обучения Светланы Чистяковой «Слагаемые профессионального успеха».

Как осознанно выбрать профиль обучения? Как повысить способность школьника к самоопределению? Вопросы и в самом деле непростые. По мнению Светланы Николаевны, это по силам только самому школьник. Задача же школы и родителей - помочь ему выбрать верное направление.

Правда, в 70% случаев родители промахиваются. Например, советуют детям идти в банкиры, а они никому даром не нужны. Только 34% детей способны самостоятельно выбрать будущую профессию.

Чистякова разработала матрицы выбора обучения - четкие пошаговые инструкции по выбору профиля обучения. Сначала надо показать ребенку «образовательную карту территории» и рассказать, какие у него есть возможности в выборе профессии, изучить запросы и склонности детей, а уже потом спрашивать, какой профиль им по душе, и начинать знакомить с профессией.

«Главное - научить детей принимать решения», - подытожила Чистякова.

В актовом зале на пятом этаже научно-практическая конференция «Актуальные проблемы технологического образования школьников» собрала немало заинтересованных учителей технологии.

«Объединяйтесь!» - призвал их профессор Юрий Хотунцев.

По мнению Хотунцева, только педагогические объединения смогут быть той силой, к которой прислушается министерство. Уже работают Ассоциации в Челябинске и Екатеринбурге, создается Ассоциация в Марий Эл. А вот Москва пока медлит.

Главная проблема учителей-технологов - это сокращение часов преподавания технологии. По новому БУПу девятиклассники остались без уроков технологии, а значит, без твердой базы для подготовки к 10-11 классам. Много претензий и к нацпроекту «Образование»: почему школы-победители могут купить методические кабинеты по физике, химии, и биологии, но не могут обустроить класс технологии?

«Мы подготовили открытое письмо, под которым подписались сотни учителей, - сказал Хотунцев. - Надо хорошо работать и доказать нашу необходимость обществу».

«В наш журнал приходит очень много писем, методических разработок, элективных курсов. И на десять писем от женщин приходится всего одно от мужчины. В преподавании технологии наметился ощутимый женский крен», - подняла подняла совсем другую проблему Галина Пичугина, редактор журнала «Школа и производство».

Как раз об этом опубликована очень хорошая статья в журнале «Народное образование», №2 за 2005 год: «Предметная среда растущего человека». Найдите и прочтите обязательно.

Школе, прежде всего, нужны преподаватели и инженерной подготовкой, согласна с автором статьи Галина Пичугина, а уж потом - бисер и батик.

«Но в министерстве этого не понимают, - посетовала Галина Пичугина. - Мы получаем тонны документации, которую иначе как «прокламациями» и не назовешь. А иные «энтузиасты», опираясь на разосланный в регионы «Проект концепции стандартов нового поколения», уже заявляют: не нужна нам ваша технология, ее здесь нет. А это всего лишь концепция, она не имеет пока никакой юридической силы».

Об инженерной подготовке в школе говорили и на третьем этаже, на лекции «Графический язык твоей профессии».

«При разработке учебника мы решили идти прежде всего от формы, - разъяснила свою позицию Валентина Степакова, доктор педагогических наук, проректор по научной работе ИСМО РАО и автор учебников и пособий по черчению. - Дети не видят связи между черточками и кружочками, не понимают целостность чертежа. Они чертят чертежи как узоры».

Научить инженерному видению, по мысли разработчиков, поможет новый курс, где большое внимание уделяется именно проекционному черчению, а все прочие премудрости даются лишь по мере необходимости.

«Потребовался нам знак толщины - мы ввели, - пояснила Валентина Степакова. - Понадобился знак поверхности или квалитета точности - указали. Не стоит перегружать ребенка ненужной информацией».

Алексей Олейников
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон