Рейтинг@Mail.ru

28.03.2007

28 марта — День учителя русского языка

Педагогический марафон 2007

Малый зал Московского городского Дома учителя сегодня был заполнен еще за 15 минут до начала лекции ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений Ирины Цыбулько – «ЕГЭ в 2007 году». Повышенный интерес к этой теме понятен. В текущем году единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным в Москве. К тому же, согласно статистике ФИПИ, в регионах с каждым годом растет число выпускников, сдающих экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. И если в 2005 году их было 65 2 116 человек, то в 2006 – уже 680 100. Выходит, ЕГЭ по русскому сдали 52% выпускников.

В этом году в процедуре оценивания единого экзамена произошли изменения. Введены два дополнительных критерия оценивания части «С» - критерии этических норм и фактологической точности. «На экзамене выпускник школы, по сути, вступает в диалог с автором текста, а диалог предполагает уважительное отношение к собеседнику, - подчеркнула Ирина Петровна. - Написав, к примеру, что автор этого текста - сумасшедший, он нарушает этическую норму». Типичные примеры фактологических ошибок: «Великая Отечественная война началась в 1939 году», «столица США - Нью-Йорк».

Ирина Цыбулько представила гостям марафона весьма красноречивую схему успешности выполнения экзаменующимися различных заданий. На схеме видно, где чаще всего ошибаются двоечники, а где - троечники или хорошисты. А также на каких заданиях проваливаются и первые, и вторые и третьи. На задании «А9» (грамматическая основа предложения), как оказалось, «сыпались» и двоечники, и отличники. В части «С» трудными для всех выпускников стали задания на комментирование текста и аргументацию собственной точки зрения. В комментариях многие ребята слишком далеко отходят от содержания авторского текста, а в аргументации практически не используют собственный читательский опыт, крайне редко обращаются к примерам из художественных произведений.

О проблемах единого экзамена говорил и кандидат филологических наук Андрей Нарушевич. Свой семинар - «Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ» - он начал с парадокса: «Самая большая проблема части «С» - выделение проблемы! Если проблема сформулирована неточно, - вся дальнейшая работа идет «не так». Поэтому учителю надо ориентировать учеников на выделение главной проблемы в авторском тексте».

Загвоздка в том, что при формулировке проблем школьники часто утопают в подробностях. Ребята не могут подняться до уровня абстракции, который позволил бы им понять, что конкретная ситуация в тексте - только иллюстрация для какой-то общей мысли. Это тоже надо непременно разъяснить ученикам. Например, так: «Перед вами конкретная ситуация. Подумайте, как эта ситуация относится к вам? Ко всем людям? Может, она должна быть там сформулирована, чтобы коснуться не только этой ситуации, но и всех подобных?»

При написании комментария Андрей Нарушевич советует выпускникам задавать самим себе следующие вопросы. К какой категории относится проблема: философской, социальной, психологической, экологической? Насколько она актуальна? Как часто мы с ней сталкиваемся? На чем заострял внимание автор, описывая проблему? В этом и суть отличия комментария от пересказа. В пересказе нужно говорить о том, что делает герой текста, а в комментарии - что делает автор.

Заведующая кафедрой русского языка Воронежского государственного педагогического университета Ольга Загоровская посвятила свое выступление современным тенденциям языкового нормотворчества. В переходные времена нормы языка меняются очень быстро. Эти изменения специалисты даже не успевают фиксировать в словарях. А порой два разных словаря по-разному толкуют один и тот же случай. Как быть учителю?

Ольга Владимировна считает, что надо ориентироваться на лучшие издания: «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведовой, «Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы» Т.Ивановой, «Культура русской речи: Словарь-справочник» Л.Скворцова.

Ольга Загоровская обратила внимание учителей на разрушительный для языка процесс: из речи ушел высокий стиль. Говорить красивым слогом сегодня не модно. Теперь его место занимает средний стиль, а на место среднего явно претендует низкий.

Московский учитель Александра Цоглина рассказала марафонцам о компьютерном обеспечении на уроках русского языка, а кандидат филологических наук Светлана Войтас - об обеспечении содержания предпрофильного и профильного обучения.

«Что такое национальный корпус русского языка и возможные способы его использования в преподавании русского языка» - так озаглавила свою лекцию кандидат филологических наук Нина Добрушина. Похоже, далеко не все учителя, пришедшие на День русского языка, догадывались, о чем пойдет речь. Но те, кто пришел послушать Добрушину, не пожалели об этом!

Национальный корпус русского языка - уникальная разработка группы ученых Института русского языка имени В.В.Виноградова. Это открытый сайт, который позволяет очень быстро находить множество примеров из различных текстов по заданным параметрам. Например, такие, где употребляется двойной союз «как… так и…». Или где есть слова с концовкой «-очка». А если потребуется, можно указать и время написания искомых фрагментов. И тогда легко узнать, к примеру, с чем ассоциируют слово «рыцарь» современные журналисты или писатели.

Адрес сайта - http://www.ruscorpora.ru/

Анатолий Витковский
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон