Рейтинг@Mail.ru

22.03.2011

22 марта — Открытие Марафона. День классного руководителя.

Педагогический марафон 2011

И вновь весна, ветер, талая вода и солнце - время педагогического марафона учебных предметов! А нынешний марафон особенный: Десятый, Юбилейный. Чуть-чуть истории: первый Московский педагогический марафон проходил с 1 по 30 апреля 2002 года в Московском городском доме учителя. Все 22 дня марафона прошли при полном аншлаге - 13 тысяч участников. Занятия вели 350 авторов учебников, заслуженных педагогов, ученых и методистов, прошло 39 презентаций новых учебников, книг и программ, было 28 концертов и выступлений и 13 кинофильмов. «Если суммировать все события, то в общей сложности марафон продолжался более 500 часов», - писала тогда наша газета. И в самом деле, это был яркий праздник встреч и дискуссий. С тех пор прошло десять лет. Но традиция весенних встреч педагогов под сенью ИД «Первое сентября» по-прежнему любима многими, и сегодня слышалось: «Ой, как будто не прощались… а я смотрю – сколько знакомых лиц… как хорошо, что вы приехали!»

Марафон открылся улыбками, приветствиями, выступлением струнного квартета и напутственным словом Артема Соловейчика. Стартовали ровно.

И первым «побежал» День классного руководителя. На сцене Ольга Леонтьева, главный редактор газеты «Классное руководство и воспитание школьников», кандидат педагогических наук: «У нашего Дня есть ведущая тема, двухсотлетие Царскосельского лицея. С одной стороны, педагогика той поры - почти миф, а с другой - нам есть чему поучиться, например, уважительному отношению к ребенку. Да, царскосельский ученик был выше учителя по сословному признаку, но ведь каков результат…» Однако забегая вперед, скажем: в этот день из зала звучала и корейская поговорка: «Недопустимо наступить даже на тень учителя» - драматургия имела место быть.

Действительно, большинство мероприятий дня были посвящены разным граням педагогического феномена «Царскосельский лицей».

Михаил Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, прочитал блестящую лекцию по истории педагогики. Она называлась «Воспитательная система Царскосельского лицея как среда для развития индивидуальности». Однако сила ее была в другом: нам рассказывали, как, когда из чего, при помощи кого возникало государственное образование: «До Петра образование статуса не имело и было частным делом. Считалось: человека воспитывают дом и служба, и куда тут государству лезть?» Петр - Екатерина - Александр… огромные усилия власти по созданию образовательных учреждений, колоссальное сопротивление населения. В частности, закрытые школы для девочек и мальчиков, эти пансионы и кадетские корпуса, за которые ратовало государство и в которые детей свозили едва ли не насильно, - они зачем? Дворяне недоумевали, поскольку образованность и место в обществе в их сознании никак не соотносились. Так что, выходит, регулярное-то образование только с 19 века началось. И с закрытых школ. Идеал педагогики закрытой школы - иезуитский колледж. Это искусственно созданная среда, 100%-ая зависимость личности от наставников и 100%-ое соответствие цели результату. Не мечта ли? Но и опасность: воспитанный в стерильных условиях, в отрыве от жизни человек и в дальнейшем будет нуждаться в таких же условиях. А второй путь - педагогизация внешней среды - куда более трудный и долгий, хотя более гуманный. Так вот опыт Царскосельского лицея, - это, конечно, опыт закрытой мужской школы. Другое дело - личное творчество и энтузиазм людей, которые его осуществляли, гуманистические идеалы царя Александра, которые над ним витали. Особенность одна: люди, взятые педагогами. Но она есть самая существенная воспитательная сила.

Что особенно понравилось в лекции?

Комментарий к характеристике Александра «человек на троне». Было сказано: значит, он привносил много личного в управление…

Татьяна Курбатова, преподаватель НОУ «Классическая философская школа «Новый Акрополь», провела педагогическую мастерскую «Этикет и этика взаимоотношений». С одной стороны, это был обмен опытом: «Мы так делаем - и это здорово», и шел рассказ об интересных событиях, например, акция «Елка для животных» - поход в лес, когда большие ведут младших, развешивание на ветвях деревьев еды, принесенной из дома - хлеб, морковь, картошка. Просто, но дело не в самом событии, а в том нравственном смысле, который в него вкладывается. И вот это - другая сторона проводимых мероприятий, она почерпнута из этических максим Царскосельского лицея. «Учить добру»… «Стараться для общей пользы» и другие: о неустрашимости, высоком духе, вреде праздности. Если это есть во внутреннем мире педагогов, то и банальные упражнения могут обрести повышенную ценность. Тогда дети будут формироваться людьми.

Светлана Ливенцева, психолог НОУ Классическая философская школа «Новый Акрополь», провела мастер-класс по написанию характеристик «Мои ученики - кто они?». Тоже в парадигме сравнения: как думаем об учениках мы и как думали педагоги Царскосельского лицея. И взяла такой сюжетный ход: сначала один учитель (по желанию) описал ученика, потом ведущая стала давать на экран списки характеризующих слов из лексикона учителей далекого прошлого. И надо было попробовать соотнести те слова и этот характер. Получилось интересно - уже оттого, что у нас нет в обиходе такого большого и яркого словаря характерологических определений, наш педагогический язык скудный. Что такое «ревность к пользе и чести своей»? Для нас прилежный и усердный синонимы, а вспыльчивого или мечтательного уже никто не называет так, у нас синдром такой, синдром другой. Особенно порадовал список «Качества души»: более 200 слов! Это безусловно: учителю нельзя работать, не требуя от себя ничего. Царскосельские педагоги были к себе очень строги.

Коллектив педагогов МОУ СОШ №5, г.Удомля Тверской области: Елена Андреева, Светлана Бик, Ирина Мезенцева, Татьяна Шевелева провели мастер-класс «Риски взросления. Взгляд в прошлое и настоящее». В прошлое смотрели через фрагмент фильма «1814» Андреса Пуустумаа: юные лицеисты-шалопаи и их «невинные» проделки. «Гогель-могель» с ромом, табак, драка, дуэль. Так было и так будет, а мы чего хотим? Ведущая предлагает учителям оценить свою реакцию, если: дети взорвали что-то в школе, дети дерзят, ученик напал и поцеловал (хохот в зале), возле школы беседка, в которой ученики регулярно распивают спиртные напитки, а потом дерутся…ну, да, все по фильму, только когда это на экране - романтика. А вот когда 5 класс решил отметить день рождения друга исключительно энергетическими напитками - тогда что делать? В общем, педагоги Удомли раздали участникам бумагу, клей и краски и все занялись делом. Об их творческих проектах газета «Классное руководство» писала неоднократно.

Алла Фоминова, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии образования МПГУ, провела лекцию «Ненормативное поведение учащихся как объект творческой деятельности педагога». Не прибегая к аллюзиям из пушкинской эпохи, она наглядно продемонстрировала в общении с учителями и суть творческого подхода к человеку, и способ уяснения проблемы. Во-первых, доброжелательность: «Интуитивно чувствуем: что-то не так, но не всегда можем сформулировать, что именно, потому что воспитание - дело творческое». Во-вторых, направление разговора - от аудитории. Интересно, что к ненормативному поведению учителя относят все проявления агрессии, игнорирование требований - но если сравнить с тем, что назвал лектор: наркотики, алкоголь, суицидальные наклонности, хулиганское поведение - можно и упрекнуть себя в излишней строгости. И потом: пассивный, замкнутый - он не мешает, но ведь это тоже отклоняющееся поведение. Вопросов к лектору было очень много. Но что сказать про нехватку времени и постоянную усталость? Замечания делать проще, чем хвалить, агрессия действеннее, но ее приходится постоянно усиливать и усиливать - и мы незаметно меняемся в худшую сторону.

Исаак Калина, руководитель Департамента образования города Москвы, приехал на встречу с учителями. Сразу он выразил пожелание слушать, выслушивать - «Возможностей высказываться самому у меня предостаточно». И хорошо бы специалисты советовали управленцам, говорили, что делается недостаточно, не так, как надо, а что - правильно, и это надо развивать и продолжать. Стали спрашивать: про оснащение кабинетов, про аттестацию, ЕГЭ, слияние школ, зарплату, статус учителя.

Были ответы, ответы в стиле Исаака Иосифовича - шутливые, и жесткие, и в меру обтекаемые. Чувствовалось, он сканирует аудиторию, определяет границы возможностей. Мы, мол, хотели бы спросить сообщество о многих нюансах управленческих решений, а где оно, где ассоциации предметников; мы, мол, хотели бы относиться к аттестации спокойно, а если где-то задирают требования - напишите нам в электронную приемную; или про проблему распределения поощрений по результатам учеников: мол, хорошо бы отдать полномочия коллективу школ, но именно коллективу, а не директору или родителям, или учителям в отдельности. И все другое - ровно по закону, который от аудитории не скрывался: цель является структурообразующим элементом деятельности. Так что первый день марафона если и был трудным, то разве по части изобилия информации, которую еще обдумывать и обдумывать…

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон