Рейтинг@Mail.ru

24.03.2011

24 марта — День учителя технологии

Педагогический марафон 2011

Этот день в расписании Марафона всегда стоял наособицу, как и сам предмет «Технология» в расписании школьном. Ведь технолога обычно не найти в учительской – вечно он возится со своими станками, прессами или с аппликациями, вышивками и прочими пайетками, непонятными другим педагогам. Однако сегодня Марафон для учителей технологии проходил не в здании Центра образования №293 на ВДНХ, а в лицее на улице Усачева – общем для всех марафонцев.

Интересно, что с размышления о переменах, которые в этом году коснулись технологии в школе, начала выступление Светлана Чистякова, член-корреспондент РАО. Профориентация в школах Москвы - вот пример, на котором она развернула картину общего состояния системы профориентации в стране. На ее взгляд, положение технологии сегодня не безнадежное.

- Впервые в стандарте указано, что профориентация начинается в начальной школе, - поделилась она радостью. - А Министерство образования и науки увеличило число часов на технологию до 16-ти - начиная с седьмого класса.

Новые стандарты - новые учебники. Светлана Чистякова рассказала о линейке УМК, которые она разработала совместно с коллективом авторов. Выпускает их издательский центр «Академия» (http://www.academia-moscow.ru).

- Сегодня уже готовы УМК по всем возрастным группам, - заметила она. - Так что ждите их к началу следующего учебного года в своих библиотеках, коллеги.

По ее словам, все УМК имеют преемственность и объединены общей концепцией. Основная задача - дать детям в соответствии с возрастными способностями информацию о мире труда и профессии, о рынке труда. Даже для начальной школы - в доступной и наглядной форме.

Светлана Чистякова подчеркнула, что особенность этих учебников в их практико-ориентированном характере и знакомстве детей с профессиями уже в начальной школе - в форме игры.

Кстати, в МИОО открыт набор на курсы Светланы Чистяковой. Записаться можно по адресу http://kurs.mioo.ru.

- Простите, что мы вас не приютили в нашей школе, - извинился Евгений Глозман, учитель Центра образования №293, начиная свое выступление. - Мы просто устали. Такое случается. Но я обещаю, что на следующий год мы снова встретимся на ВДНХ. И все пять этажей будут отведены технологам!

Евгений Самуилович тоже рассказал о новом комплекте УМК по технологии для 5-7 классов под его авторством, который выпускает издательство «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/). За плечами Евгения Глозмана не один десяток лет преподавания технологии. Поэтому неудивительно, что новый комплект учебников получился оригинальным и интересным. Евгений Самуилович вводит четкий алгоритм преподавания своего предмета, по сути, превращая уроки технологии в школe в уроки проектной деятельности. Дети изучают терминологию, черчение, учатся экономически обосновывать свои проекты, создавать технологические карты. УМК прекрасно иллюстрированы (полноцветные иллюстрации, 40% от объема книги), содержат около 30 профессиограмм и сопровождаются дополнительными материалами на дисках.

УМК новые. А учителя старые. Так можно было бы озаглавить выступление Галины Пичугиной, главного редактора журнала «Школа и производство».

- Практика показывает, что чем больше стаж учителя, тем, как ни странно, меньше собственно педагогических знаний, - заметила она. - А хочется, чтобы учитель не превращался в ремесленника, чтобы росло его педагогическое мастерство.

С этой проблемой журнал сражается по мере сил, и Галина Васильевна активно приглашала всех читателей превращаться в писателей.

- Мы ждем ваших статей и готовы ставить все интересные разработки учителей, - сказала она. - Со второго полугодия начинается выпуск электронного приложения. Так что у нас будет больше возможностей давать мастер-классы или технологические карты.

Краткую, но яркую презентацию провел Павел Степаненков, методист управления образования Западного округа Москвы. Он рассказал об опыте создания сайта по профориентации в Москве (http://www.proformos.com) и дал его короткий обзор. Помимо перечня вузов и колледжей столицы, большой подборки профессиограмм и тестов по профориентации (они даны в обычном текстовом формате, доступном любому учителю), на сайте выложено изрядное количество видеороликов - записи выпусков познавательных программ «Как это работает», «Галилео», «Делу время», а также видео мастер-классов московских учителей.

Первая часть дня подошла к концу, и наступило время мастер-классов: учителя разошлись по разным концам большой аудитории, сгрудились вокруг столов. Одновременно в одном помещении проходили два мастер-класса: «Вышивка пайетками» и «Декупаж на бутылках».

Из-за этого звуковая атмосфера получилось довольно своеобразной:

- …берем клей ПВА, и смешиваем с любым колером…

- …для этого нам нужна моно-нить. Кстати, где она?

- ...а Пушкин у нас будет на салфетках…

Занятия эти красивые, но сугубо женские. Поэтому неудивительно, что мужчины-технологи предпочли мастер-класс «Историческая реконструкция объектов материальной культуры на уроках технологии». Еще бы, романтика! Мечи, секиры, кольчуги, шеломы и бармицы…

Я не первый раз на Дне учителя технологии и мастер-класс Владимира Латкова видел не единожды. Обычно, в центре №293, он сидит за верстаком и флегматично, колечко за колечком, собирает кольчугу. Или любовно полирует шлем ратника XIII-го века - полностью соответствующий историческим образцам. Однако в этот раз он был вооружен не мечом или сулицей, а ноутбуком и презентацией.

Впрочем, выступление от этого менее интересным не стало. Владимир Вячеславович, наконец, рассказал, как же ведется работа над теми впечатляющими проектами, которые из года в год демонстрируются на Дне учителя технологии. Подробно, шаг за шагом, он разобрал кропотливое создание проекта, движение мысли ученика: от рождения идеи к сбору информации, классификации и анализу, затем - к подготовке эскиза, переводу его в чертеж, после - к созданию технологической карты, доклада, пояснительных записок и экономического обоснования проекта. Венец всего, конечно же, представление и защита проекта.

По этой схеме создаются и секирные замки XVII-го века, и чешуйчатый доспех XIII-го - нет разницы. Был бы только интерес и руки.

Выполняя подобную проектную работу (которая может длиться и год и два, ведь учитель и ученики стараются максимально точно соблюсти старинные технологии), школьник, в итоге, изучает историю и этнографию, знакомится с летописными источниками, касается и фольклора. А заодно учится грамотно анализировать и структурировать информацию, формулировать свои мысли, вести подсчет материалов и ресурсов и, наконец, осваивать технику публичных выступлений.

А все ведь начинается с двух колечек кольчуги или желания создать старинный подсвечник. Не в этом ли суть предмета «Технология» - погружении в среду объектов культуры, быта, производства, в живое пространство воплощенных следов человеческой мысли?

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон