Рейтинг@Mail.ru

25.03.2011

24 марта — День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры

Педагогический марафон 2011

Особенностью  дня стало многообразие и разноплановость его проблематики. На лекциях, мастер-классах, семинарах были представлены современные концептуальные и методические разработки практически во всех областях  работы с детьми, испытывающими проблемы в развитии. Вернее, с  детьми с особенностями развития, поскольку при определенных условиях проблема конкретного ребенка может быть «превращена» в образовательный ресурс.  Эта мысль красной нитью прошла через выступления логопеда, члена Совета директоров Ассоциации дислексии Натальи Свободиной,  и координатора  программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергея Прушинского, и многих других экспертов.

Наталья Свободина (лекция «Формирование мотивации к обучению у детей с проблемами письма и чтения») начала с того, что сейчас в школу пришли «другие дети». Другие - означает, что современные школьники отличаются необычайным разнообразием личностных особенностей. И очень часто за этими особенностями, которые на первый взгляд кажутся проблемами, осложняющими жизнь ребенка, таятся скрытые таланты и возможности. Например, в последние годы в школы приходят все больше детей с дислексией (нарушение способности к овладению навыком чтения и письма). Но оказывается: у этих ребят воображение развито гораздо сильнее, чем у сверстников. Они талантливо рисуют, сочиняют оригинальные стихи. Однако эти способности могут остаться нереализованными, если педагоги не изменят привычных способов работы с детьми. Кстати, недавно на русский язык была переведена книга Рональда Дэвиса, которая так и называется «Дар дислексии».

Вторая часть выступления Натальи Свободиной была посвящена практическим методам и приемам работы. А еще Наталья Генриховна рассказала о том, как сама нашла способ решить типичную проблему педагогов-логопедов, которую она сформулировала так: «ребенок ничего не хочет делать, ему не интересно выполнять предлагаемые логопедом упражнения и задания». Как быть?

Найти решение помог случай. Наталья Генриховна проводила очередное занятие с ребенком и, как ей казалось, все шло очень хорошо. «Я буквально упивалась тем, какая я молодец, сколько интересных упражнений придумала, и ребенок вроде бы все выполняет. Но вдруг он спрашивает: «А нам долго еще осталось заниматься?..» Это меня ошеломило: получается, ему совсем неинтересно...».

И тут педагог попыталась посмотреть на занятие глазами ребенка, и поняла: «Ну, конечно же, любому делу должен приходить конец. И ребенок хочет знать, когда это может произойти. Но просто поставить перед ним часы нельзя - это будет отвлекать. А что если…». И решение было найдено.

К следующему занятию Наталья Генриховна нарисовала карту путешествия, которое как бы вело ученика вверх по ступенькам. Выполнил упражнение - поднимаешься на несколько ступенек, сделал еще одно упражнение - прошел еще выше. А на одном из подъемов ступеньки разделялись мостиком, для перехода через который надо было выполнить более сложное упражнение. Не выполнил - извини: сваливаешься в яму, где тебя поджидает «Кикимора болотная». И чтобы вырваться из ее лап, придется ответить на несколько дополнительных вопросов.

Когда занятие превратилось в путешествие, у ребенка возникло совсем другое отношение к работе. Он с увлечением выполнял задания, и… очень хотел свалиться в яму к кикиморе, но - не получилось! А потом и другие дети стали даже специально делать ошибки, чтобы попасть к кикиморе и посмотреть: что там будет происходить. Больше того, некоторые ребята проявили инициативу и стали самостоятельно придумывать и рисовать новые путешествия.

…Как известно, на марафоне гости могут свободно переходить из зала в зал, но во время выступления Натальи Свободиной желание сделать это практически ни у кого не возникло.

Всецело завладел вниманием зала и старший научный сотрудник Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Игорь Шпицберг (мастер-класс «Включение детей с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс»). Ведущий акцентировал внимание слушателей на следующем: чтобы помочь ребенку с аутистическим расстройством, необходимо хорошо понимать истоки его проблем.

Вот пример. Как правило, образ аутиста у нас ассоциируется с недостаточным развитием, со слабыми реакциями на сенсорные стимулы. Однако, на самом деле, такие дети до полутора лет, - на первом этапе развития аутизма, - отличаются высокой степенью развития и гиперсензитивностью. Что это значит?

Если обычный ребенок, прикоснувшись к горячей чашке, раз за разом обжигается, то в какой-то момент понимает: до нее дотрагиваться нельзя. То есть он перерабатывает новую информацию и формирует опыт (позитивный или негативный). Важно, что это формирование в случае нормального развития всегда происходит в системе обратной связи. Что делает в подобной ситуации аутист? Дотрагиваясь до горячей чашки, он получает сильнейший шок, от которого не может долго оправиться. И если ситуация повторяется, ребенок начинает вести себя так, словно ему вообще ни к чему прикасаться нельзя. Отгораживаясь от мира стеной защитных механизмов, ребенок постепенно становится нечувствителен к внешним стимулам. Однако это происходит уже на втором этапе развития расстройства, начиная, примерно, с возраста полутора лет…

Говоря об особенностях современных школьников, эксперты отметили, что проблемы детей сейчас усложнились настолько, что школе просто необходимо налаживать продуктивное сотрудничество с различными специалистами. О том, как это сделать рассказала дефектолог Анна Калиниченко (лекция «Сопровождение детей с нарушением интеллекта специалистами различного профиля»). И подробно раскрыла специфику работы на различных этапах педагогического сопровождения школьников с нарушением интеллекта. Особый акцент ведущая сделала на том, что педагогам желательно различать разные уровни освоения знаний: репродуктивное усвоение с опорой на подсказку учителя и самостоятельное репродуктивное усвоение. А также продуктивное усвоение с опорой и без опоры. Здесь важно не упустить момент, когда у ребенка проявляются первые проблески способностей к продуктивной работе. Например, он пытается самостоятельно обобщить какую-то учебную информацию, сделать вывод. Эти усилия важно поддержать, предлагая ребенку специальные задания.

О профессиональных стереотипах, которые мешают решению проблем инклюзивного образования, рассказал координатор программ Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергей Прушинский, выступивший с сообщением «Опыт развития инклюзивного образования в России».

А логопед Татьяна Ланина провела мастер-класс «Методы и принципы коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи». Вначале ведущая познакомила гостей марафона с современными научными представлениями о фонетико-фонематических процессах, а затем продемонстрировала некоторые упражнения по коррекции нарушений в этой сфере. В том числе, упражнения, позволяющие установить связи между процессами, происходящими в правом и левом полушариях мозга.

Надо сказать, что в этот день на марафоне было довольно много практико- ориентированных мероприятий с представлением авторских технологий, методических наработок, различных приемов. Так, дефектолог Галина Зегебарт провела презентацию технологии «Учение без мучения». Эта технология направлена на развитие познавательных способностей ребенка, грамотности и чтения. А логопед Татьяна Насонова показала упражнения, нацеленные на развитие моторики и фонематического слуха.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон