Рейтинг@Mail.ru

03.04.2011

3 апреля — День учителя математики

Педагогический марафон 2011

День царицы наук прошел в напряженной практической работе и острых плодотворных дискуссиях. Задачи, задачи и задачи… Значительная часть лекций и творческих мастерских была посвящена решению сложных математических задач, с которыми непременно встретятся выпускники при сдаче ЕГЭ.

Профессор Московского государственного университета Игорь Сергеев прочел лекцию «ЕГЭ-2011. Решение задач типа С». Старший преподаватель кафедры высшей математики, соросовский учитель Софья Колесникова провела практикум «Решение сложных задач ЕГЭ по математике». Дмитрий Шноль, заведующий кафедрой математики школы-интерната «Интеллектуал», озаглавил свою лекцию так - «Основы для решения сложных задач ЕГЭ закладываются в 8-9 классах». Творческая мастерская «Калейдоскоп педагогических идей», которую вел кандидат педагогических наукАндрей Семенов, заведующий лабораторией МИОО, презентовала опыт работы учителей московских школ по решению сложных математических задач.

Но что в перспективе ожидает учащихся на итоговой проверке знаний по математике? Этому вопросу был посвящен круглый стол «ГИА по математике за курс основной и за курс средней (полной) школы в 2012 году». Участниками круглого стола стали член-корреспондент РАН, академик РАО, ректор МИОО Алексей Семенов, кандидат педагогических наук Людмила Кузнецова, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, и Иван Ященко, проректор МИОО, руководитель ФКР КИМ по математике. Итак, планируется - хотя, важно подчеркнуть, не в этом году и даже не в следующем - сделать проекты базового и профильного варианта ЕГЭ. Уже экзамен 2012 года будет с небольшими «закладочками» в этом духе. Зачем это планируется? Затем, что итоговый экзамен не следует рассматривать так, будто его задача - найти у ребенка пробелы в знаниях. Нет, его задача - дать ученику возможность проявить себя, показать свои знания. Чем больше задач и чем они разнообразнее, тем больше у ребенка возможности показать, что он знает и понимает. Если будет больше практически ориентированных задач - а это планируется для базового варианта, то и родителям будет понятнее, чему и зачем учится ребенок.

Вопросы мотивации - чему и зачем учится ребенок, учась математике? - были поставлены во главу угла в лекции «Преподавание математики в профильной школе. Из опыта работы НОУ Ломоносовская школа». Лекцию, сменяя друг друга, прочли преподаватели школы Наталья Хлевнюк, Мария Шишкина и Мария Иванова. Принцип «Ломоносовской школы» - преемственность: «учи в начальной школе так, чтобы ребенок умел учиться в основной школе; учи в основной школе так, чтобы он хорошо учился в старшей». Всю подготовку к ЕГЭ в «Ломоносовской школе» пропускают через обобщающие лекции, за ними следуют семинары и практикумы, после которых для старшеклассников наступает зачетная сессия. В основной школе дважды в год ребята сдают открытые зачеты, на которых присутствуют учителя, не работающие в данном классе. То есть ученики обязаны «выложить» свои знания в достаточно трудной ситуации, перед незнакомыми преподавателями, но дети быстро адаптируются и привыкают. Последняя придумка учителей «Ломоносовской школы» - цифровые диктофоны, с помощью которых у ребят эффективно развивается математическая речь. Ребята ведь разные: кто-то лучше воспринимает математический материал на слух, кто-то лучше воспринимает взглядом. Нужно учитывать особенности ученика и помочь ему потренироваться в том, что для него сложнее. Итогом станет уверенность ребенка на уроке. А что дает ему уверенность? Уверенность дают знания.

Очень горячо, заинтересованно прошел круглый стол «Развитие математической одаренности учащихся и математические олимпиады». Ведущим выступил Виталий Арнольд, заместитель директора МЦНМО. Участниками были представители вузовских олимпиад - Сергей Муравьев из научно-исследовательского ядерного университета МИФИ, Дмитрий Ягодников из МГТУ им.Баумана, Андрей Зязин из УМО вузов России по образованию в области информационной безопасности, Валерий Панферов и Игорь Сергеев из Московского государственного университета им. Ломоносова. Конечно, здесь тоже были задачи, задачи и задачи. Сложные, творческие, оригинальные... Но потом задачи сменил «открытый микрофон», и слушатели вместе с участниками круглого стола говорили о наболевшем. В результате напряженного разговора возникла мысль высказать коллективное мнение собравшихся математиков и донести его до Минобрнауки РФ и до Российского совета Олимпиад школьников. Коллективное мнение выразилось в шести пунктах.

  1. Необходима государственная поддержка олимпиад школьников.
  2. Правила проведения олимпиад и подведения их итогов должны быть объявлены ДО начала учебного года, а то в этом учебном году многие школьники узнали о необходимости участия в отборочных турах в самый последний момент или даже после окончания отборочных туров - потому что о них было слишком поздно объявлено.
  3. Крайне неудачно в этом году то, что уровень олимпиад определяется в мае, что создает нервозность родителей, перегрузку школьников и большие неудобства в работе школ и вузов.
  4. Распространение квоты в 35% на обязательный отборочный этап регионов фактически отодвигает значительное количество талантливых ребят из регионов от олимпийского движения
  5. Крайне опасно ограничивать число участников олимпиад любыми внешними рамками: например, абсолютно неоправданно смотрится допуск к участию в олимпиаде только призеров и победителей прошлого года.
  6. По мнению учителей, в этом году резко ухудшилась ситуация с календарем олимпиад: проведение заключительных этапов всех олимпиад в необоснованно сжатые сроки - февраль-март - лишило возможности нормальной учебной работы учителей 11 классов и крайне затруднило участие в олимпиадах школьников, живущих вне больших городов. Видимо, имеет смысл вернуться к традиционным срокам проведения олимпиад: ноябрь - апрель.
Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон