Рейтинг@Mail.ru

14.04.2011

14 апреля — День учителя физической культуры

Педагогический марафон 2011

Многие учителя считают, что физическая культура и спорт – неинтеллектуальный вид деятельности. Седьмой год я как главный редактор журнала «Спорт в школе» провожу День учителя физической культуры и все больше убеждаюсь: педагогическими приемами, используемыми в этом учебном предмете, можно обогатить преподавание и «знаниевых» областей. В этот день на Марафоне выступали только учителя-практики, которые принимали участие в первом всероссийском конкурсе «Урок физкультуры XXI века».

Ольга Александровна Юрасова, учитель физической культуры МОУ СОШ № 4 г. Орехово-Зуево Московской области, рассказывала об интегральной подготовке на уроках физической культуры. Известно, что в программе указаны определенные спортивные навыки, в то время как самым важным является не их формирование, а развитие у ребят силы, гибкости, ловкости, которые необходимы каждому человеку. Поэтому в обучение технике и тактике спортивных игр Ольга Юрасова ввела многообразные упражнения для развития физических качеств. Например, дети не просто оттачивают прием мяча, но одновременно активно перемещаются по заранее заданным правилам, пытаются друг друга осалить - словом, играют в увлекательную игру, для победы в которой нужно быть и ловким, и тактичным, и наблюдательным и… правильно принимать и подавать мяч. В результате идет и общее развитие, и оттачивается выполнение программных элементов.

Олег Александрович Соловьев, учитель физической культуры МОУ ООШ №12, г. Приволжска Ивановской области вместо уроков лыжной подготовки (преподавание которой связано с финансовыми трудностями: приобретением лыж, их хранением и ремонтом) проводит уроки волейбола. Он сам разработал программу для углубленного изучения этого вида спорта, с которой познакомил собравшихся. Свой рассказ он подкрепил видеозаписью одного из своих уроков, в котором использует и нестандартное оборудование, и соревновательный метод обучения.

Андрей Аркадьевич Чумаков, учитель физической культуры ГОУ СОШ 968 г. Москвы поделился своими разработками использования рейтинговой системы оценивания. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя успешным на уроках, необходимо так организовать обучение, чтобы ученик мог сравнивать свое продвижение не с «общими стандартами», а с динамикой своего собственного развития. Такой подход важен на каждом, но особенно актуален на физкультуре: особенности памяти и логики можно замаскировать, особенности тела видны всем; плохая оценка физических качеств ребенка часто приводит к тяжелым психологическим травмам, воспринимается как оскорбление. В системе, представленной на этом мастер-классе, дети оцениваются сразу по многим параметрам и каждый имеет возможность изменить свой статус в общей системе рейтинга.

Владимир Александрович Спасов, учитель физической культуры МОУ СОШ №6 г. Приволжска Ивановской области, продемонстрировал элементы авторской программы организации третьего урока физической культуры. В эти часы он проводит различные игры с использованием элементов, изученных на двух других - программных - уроках. Идея такого проведения дополнительного урока пришла к нему из-за того, что он и его ученики несколько лет назад попали в безвыходное, на первый взгляд, положение: спортивный зал был на ремонте, а уроки проводить надо. Именно тогда он открыл свою копилку подвижных игр с элементами волейбола, баскетбола, легкой атлетики, которой поделился с коллегами.

Маргарита Юрьевна Медникова, учитель физической культуры ЦО 1434 г. Москвы, рассказала о методических приемах для развития координации и быстроты у первоклассников. В этом возрасте нужно заинтересовать ребят своим предметом, постоянно создавать для детей ситуацию успеха. Поэтому очень важно подбирать задания так, чтобы они были доступны, интересны и эмоциональны - набором таких упражнений и поделилась Маргарита Юрьевна.

Владимир Аркадьевич Звягинцев, учитель физической культуры МОУ СОШ № 399 г. Москвы, познакомил коллег с педагогическим приемом «Муравейник» - игрой, которую можно проводить как личные или групповые соревнования со свободным перемещением участников. В этой игре развиваются не только физические качества и спортивные навыки, но и умения выбирать себе правильную нагрузку, взаимодействовать с окружающими, выбирать, помогать и принимать помощь. Смысл игры простой: организуется много мест, «станций», за выполнение заданий на который дети получают игровые деньги - «физрики». Совсем не обязательно проходить все станции, можно заработать «физрики» там, где ты особенно опытен и умел. Но при этом нужно уважать выбор других, не образовывать очереди, быстро принимать решения…

Закончился День учителя физической культуры разговором с Александром Самокатовым, заместителем Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки РФ. Он рассказал о планах Министерства образования и науки в области физкультурно-спортивного воспитания, педагоги задали множество вопросов. К сожалению, большинство ответов на них пока не было найдено…

Ольга Леонтьева

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон