Рейтинг@Mail.ru

02.04.2007

2 апреля — День учителя МХК, музыки и ИЗО

Педагогический марафон 2007

Уроки рисования и музыки на первый взгляд, как будто не связаны с основной школьной программой и относятся скорее к дополнительному образованию. Однако можно простроить урок таким образом, что от изучаемой темы потянутся смысловые связи к другим предметам, причем не только гуманитарного, но и естественно-научного цикла. Как это делается, продемонстрировал учителям главный редактор газеты «Искусство» Марк Сартан.

На мастер-классе «Формирование контекстного восприятия эпохи в курсе МХК» он рассказал о романской архитектуре, используя материалы истории, физики, географии, философии, психологии и религиоведения.

За полтора часа слушатели успели погрузиться в атмосферу средневековой Европы, незаметно для себя освоить десяток-другой архитектурных терминов, поговорить о мистике камня и мистике света, узнать множество других любопытных фактов.

Например, что мост, простоявший две тысячи лет, можно разрушить, вынув всего один-единственный камень. Или что с X по XIII век во Франции было израсходовано больше строительного материала, чем за всю историю Древнего Египта с его пирамидами.

По словам Марка Сартана, основная задача учителя МХК именно формирование у ребенка представления о контексте эпохи. Интересное наблюдение: произведения искусства зачастую символически выражают дух научных открытий своего времени.

Так, портреты Пабло Пикассо, изображающие человека одновременно в анфас и в профиль, по мнению Марка Сартана, - хорошая иллюстрация к разработанной в это же время теории фотонов, которые одновременно являются и волной, и частицей.

Связям между искусством и другими сферами жизни была посвящена и лекция научного сотрудника ИХО РАО Елены Медковой. Она остановилась на исторической психологии. И показала на примере русской портретной живописи, как от эпохи к эпохе меняется самосознание человека.

В соседней аудитории шла презентация учебника для 8 класса «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», разработанного школой народного художника России, академика РАО Бориса Неменского, «идеолога» непрерывного эстетического образования.

По словам представлявшего новое учебное пособие культуролога Григория Дурова, основная задача курса - формирование у школьников композиционного, проектного мышления.

Начинается все с достаточно простых упражнений. Первая четверть посвящена плоскостному дизайну. Школьники вырезают из черной бумаги прямоугольники и наклеивают их на белые листы, пытаясь визуально, без линейки, достичь равновесия черного и белого.

Дальше следуют задачи на симметрию и асимметрию. Опытным путем ученики открывают основные законы дизайнерского искусства. Например, если композиция строго параллельна рамкам полотна, то она статична, но стоит чуть наклонить изображение, как возникает динамика.

Потом начинается работа с линиями. Школьники постигают эмоциональную окраску геометрических форм. С помощью цветовых пятен и свободных линий дети выражают абстрактные понятия: отчаяние, танец, угасание.

Если заменить линию строкой текста, получится прообраз плаката. К концу курса школьники имеют понятие о макетировании книг и журналов, дизайне жилых помещений и создании архитектурных проектов.

Сейчас учебник для 8 класса «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» ждет грифа Министерства образования и науки РФ. По словам заведующей редакцией педагогики и эстетики издательства «Просвещение» Ларисы Льняной, учебное пособие выйдет в свет уже в этом году. Заявки на него принимаются по телефону: (499) 689-50-24.

Массу полезной информации узнали сегодня и учителя музыки. Их вниманию было представлено несколько новых методических пособий, выпущенных издательствами «Дрофа» и «Просвещение».

А учительница музыки одной из московских школ Елена Селезнева привела на марафон целый класс и наглядно показала педагогам, каким динамичным и увлекательным может быть обыкновенный урок музыки.

Наталья Ключарёва
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон