Рейтинг@Mail.ru

04.04.2007

4 апреля — День учителя биологии

Педагогический марафон 2007

Сегодня в Доме учителя четко обозначились два пространства: практической педагогики и биологической теории. Педагоги-практики в Малом зале увлеченно обменивались опытом, рассказывали о своих профессиональных достижениях. Особое внимание было уделено проблеме повышения эффективности обучения без вреда для детского здоровья. Оказывается, эмоциональное напряжение ребенка при оценивании его работы учителем можно приравнять к нервной нагрузке летчика-испытателя, поднимающего в небо новую машину.

Екатерина Филимонова, учительница из 117-й московской школы, показала, как один из самых стрессовых моментов урока, опрос, превратить в расслабляющую паузу или в физкультминутку. В фильме, снятом учениками Филимоновой на обычных уроках, показан так называемый «спящий опрос»: ребята сидят с закрытыми глазами, положив головы на парты, почти дремлют. А учитель медленно читает правильные (или ложные) ответы на вопросы контрольной. Если ученики согласны с прочитанной фразой, они поднимают руки, если нет - продолжают дремать. Пара наблюдателей, страдающих бессонницей, помогают преподавателю: находят взглядом тех, кто не вовремя поднял (или опустил) руку, и кладут рядом с ними специальные штрафные карточки. Через пять минут отдохнувшие ученики оглядывают свои парты. У кого нет ни одной штрафной карточки, те радостно бегут за пятерками. Остальные открывают учебники и начинают разбираться в своих пробелах. За «спящий» опрос ставятся только отличные отметки. Иначе какая же релаксация?

Опрос-физкультминутка заставляет учеников «голосовать» за правильный ответ ногами: все встали, кто согласен - делает шаг вперед. Получается, и подвигались, и материал вспомнили, и настроение улучшилось. Анастасия Тимофеева, учительница из славянско-англо-американской школы «Марина», рассказала о том, как превратить компьютер из здоровьеразрушающего фактора в здоровьесберегающий: например, чередовать информативные слайды тематических презентаций с картинами природы, что позволит детям отвлечься, успокоиться.

Серьезно заниматься биологией можно не только в профильном классе. Талантливые педагоги умудряются увлечь обычный класс исследовательской, проектной работой. Ученики Ирины Долговой, преподавателя 1972-й школы, участвуют в ежегодной дистанционной олимпиаде по биологии. Возможность поработать в команде и индивидуально, поставить интересный эксперимент, познакомиться с разными источниками информации - все это не только в биологии важно, но и в жизни.

Другое средство приобщения детей к биологии - экологический отряд. Галина Барсукова, учитель 1943-й школы, рассказала о том, как создать такой отряд у себя в школе, в каких интересных акциях, проектах можно принять участие.

Елена Федотова, педагог 1344-й школы, рассказала об организации экологического лагеря. И о том, какие московские научные и культурные центры готовы сотрудничать со школой. Важная часть такого сотрудничества - привлечение родителей к процессу образования и воспитания детей.

В Паркетном зале шли лекции и дискуссии, посвященные актуальным проблемам современной биологической науки. Анна Смирнова, кандидат биологических наук, сотрудник МГУ, рассказала об экспериментах по обучению обезьян человеческой речи. Конечно, в силу особенностей устройства гортани шимпанзе не может произносить слова, зато способен понимать человеческую речь, выполнять просьбы людей, «говорить» о своих чувствах и желаниях при помощи языка жестов или специальных символических карточек. Опыт общения с животными помогает нам понять, что нужно бережнее относиться к соседям по планете.

Светлана Боринская, кандидат биологических наук, сотрудник Института генетики РАН, говорила о происхождении жизни на земле с точки зрения молекулярной генетики. Логическим продолжением ее лекции стала дискуссия на «круглом столе» о месте теории эволюции в современной системе преподавания биологии. Времени на масштабный разговор не хватило, поэтому учителя продолжили бурное обсуждение в коридорах: о слабости эволюционной теории, о сложной проблеме соединения естественно-научного и христианского мировоззрений и, наконец, о том, как трудно отвечать на простые детские вопросы, как много приходится читать специальной литературы и как мало помогают в поисках ответов устаревшие или написанные не слишком добросовестными авторами школьные учебники.

Информацию об учебниках нового поколения, интегрированных, включающих в себя современную достоверную информацию из разных областей человеческих знаний, педагоги могли получить в соседних аудиториях.

Закончился день демонстрацией возможности соединения строгой науки с живописью, музыкой, театром. Владимир Абрамов из Северодвинска использует на своих уроках репродукции картин художников-анималистов, Валентина Смелова из Ноябрьска разыгрывает с учениками целые спектакли. Биология - наука о жизни, и преподавать ее надо так, чтобы не убить ненароком красоту изучаемого объекта. С этой ценной мыслью и разнообразными идеями по реализации задуманного учителя разошлись по домам.

Людмила Печатникова
Заработная плата

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон