Рейтинг@Mail.ru

12.04.2007

12 апреля — День школьного библиотекаря

Педагогический марафон 2007

Программу дня открыла дискуссия за круглым столом – «Информатизация и компьютеризация школы и библиотеки: одно и то же или дракон с двумя головами?». Ведущие – главный редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Громова и кандидат психологических наук Елена Иванова – обсудили с марафонцами те изменения образовательной системы, которые обусловлены информатизацией школы.

Не соглашаясь с привычными определениями информатизации как процесса, обеспечивающего интенсификацию обучения, ведущие заявили, что суть информатизации, на их взгляд, куда глубже. И предложили участникам «круглого стола» задуматься над другой проблемой: когда информатизация превращает учителя и библиотекаря из человека, «выдающего» знания школьнику, в организатора самообразования ученика.

О том, как будет выглядеть школа и школьная библиотека после массового оснащения техникой, думать надо уже сейчас. «Когда техника появится, - напомнила Ольга Громова, - ее надо будет осваивать, и на обдумывание ситуации уже не останется времени. Есть риск, что все покатится по привычной колее, а компьютер останется только пишущей машинкой или книгой на экране». О том, как может интернет помочь школьному библиотекарю, рассказала сотрудница газеты «Книжное обозрение» Ксения Молдавская на лекции «Детская литература в блогах интернета: новый жанр современной жизни». «Интернет - наш союзник, с ним надо дружить, сделать своим помощником, а не считать врагом библиотеки и обучения», - сказала Молдавская и пригласила библиотекарей в те сообщества Живого Журнала , которые обсуждают проблемы детской литературы - detskie_knigi и kidpix , а также на форум сайта BiblioГИД . Блиц-опрос показал, что многие участники марафона уже вполне обжились в интернете, другие пока робеют. «Если вам что-то непонятно, - посоветовала Молдавская, - спросите у своих учеников. Они будут в восторге от вашего вопроса и с радостью все объяснят!» Профессор Юлия Мелентьева, заведующая отделом научного центра исследований истории книжной культуры РАН, выступила с докладом «Читатель ХХI века: первые итоги социологического исследования, проводимого Академией наук». После доклада она вручила благодарственные письма методистам и библиотекарям Москвы и области, чья помощь и энтузиазм сделали возможным такое масштабное исследование. И какой же он, читатель ХХI века? Все давно привыкли к сетованиям, что современная молодежь не читает или читает, но мало, или не то и не так… Профессионалы, исследующие эту проблему, высказываются осторожнее: у детей меняется модель чтения, они больше читают с экрана компьютера, слушают звучащую книгу. В целом же ситуация с подростковым чтением куда сложнее и неоднозначнее. Исследование Академии наук охватило 17 тысяч школьников с 8 по 11 классы из разных регионов страны. Подробный анализ полученных результатов еще впереди, но самые свежие статистические данные руководитель проекта Юлия Мелентьева доложила марафонцам. Главный вывод: наши дети читают. На вопрос, что они предпочитают делать в свободное время, ответ «читать» дали 40% школьников. «Общаться с компьютером» - 48%. Больше, конечно, но не намного. Собственная библиотека или хотя бы книжная полка есть, оказывается, у 84% подростков. Интересуются книжными новинками 60% школьников. В литературные предпочтения с большим отрывом вышла вперед современная российская литература: ее назвали 40% подростков. Но ответы на вопрос, какие литературные жанры особенно любимы, выявили нерадостную картину: приключения - 36%, мистика и ужасы - 36%, фэнтези - 33%, любовные романы - 25%, исторические романы - 15%, мемуары и биографии - 6%.В Малом зале шел разговор о современной литературе для детей и подростков «От апреля до апреля: ежегодный обзор». В этом году завершился первый сезон Национальной премии по детской литературе «Заветная мечта». Победителем стал Фред Адра с мудрой сказкой «Лис Улисс». Вторую премию получил роман о жизни современных старшеклассников - «Класс коррекции» петербургского психолога Екатерины Мурашовой. Третья премия досталась Николаю Назаркину за повесть «Изумрудная рыбка», рассказывающую о жизни детей-инвалидов. Литературоведы и критики считают, что премия открыла новых интересных писателей, книги которых обязательно надо порекомендовать прочесть школьникам. В Голубой гостиной издательство «Просвещение» провело две интересные презентации - «Серия научно-познавательной литературы «Твой кругозор» и «Учебники издательства «Просвещение» в новом перечне 2007-2008 годов».

Елена ИВАНИЦКАЯ
Марафон

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон