Рейтинг@Mail.ru

29.03.2012

28 марта — День учителя ОБЖ

Педагогический марафон 2012

Участников марафона в школе № 1784 встречали серьезные, доброжелательные мальчики и улыбчивые, аккуратные девочки в красивой кадетской форме. Они приветливо здоровались со всеми пришедшими и при малейшей потребности  помогали гостям освоиться в новом здании, объясняя, где находится гардероб, как пройти на регистрацию. Ощущение комфорта и безопасности возникало сразу.

В это время в зале, где совсем скоро должно было начаться открытие Дня учителя ОБЖ, уже звучал гимн романтике возмужания: «Лишь недавно учились мы в классе десятом, / И часы проверяли по школьным звонкам, / А теперь привыкайте, ребята, к десантным, / Продуваемым всеми ветрами войскам». Под эту музыку на экране демонстрировалась хроника кадетской школы. Вот группа подростков шеренгой со сложенными парашютами на плечах движутся к открытой двери самолета, один за другим они «уходят в небо». Это фрагмент из полевого выезда, где все по-взрослому и где знания ОБЖ, конечно же, очень актуальны.

Тем временем конференц-зал постепенно заполняется, слышалось непривычное «Здравствуйте, товарищ полковник», и настрой возникал особый. День открыл председатель Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ» Владимир Латчук. Он говорил о формировании системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности детей и подростков в образовательном пространстве. В 2010 году была поставлена задача перейти на преподавание ОБЖ как отдельного предмета в 5 - 11 классах. Однако на запрос ассоциации из мэрии пришел ответ, который сводился к тому, что сегодня «обучение учеников ОБЖ в столичных школах проводится в рамках московского базисного плана». То есть теоретически ОБЖ может преподаваться в школе как интегрированный предмет. Например, интегрированный в содержание курса физики. А практически получается так, что учитель физики либо рассказывает то, что знает по теме ОБЖ, либо вовсе обходится без ОБЖ, поскольку физика ему ближе. Это по Москве. Но и в целом по России все зависит от решения региональных властей. Сегодня, по оценке выступающего, примерно, в половине субъектов РФ школьники изучают ОБЖ с 5 по 9 класс за счет регионального компонента. Правда, в ассоциации надеются, что в ближайшем будущем ситуации изменится, поскольку с нового учебного года в федеральном компоненте стандарта будет закреплено обязательное изучение ОБЖ с 7 по 9 класс.

Большая проблема - учебники и учебно-методическое обеспечение, которое устарело и не отвечает современному научному подходу. Как отметил Владимир Латчук, ни одна учебная программа по ОБЖ не претерпевала серьезных изменений с 1993 года.

Тем не менее, новинки есть. О них рассказали представители педагогических издательств: методист издательства «Просвещение» Валерий Борисов и ведущий редактор редакции общего образования «Дрофа» Сергей Миронов. Валерий Борисов сразу обратил внимание собравшихся на то, что современная методика опирается на системно-деятельностный подход, и программа по ОБЖ под редакцией А. Смирнова вкупе с учебно-методическим комплексом и пособием «Тестовый контроль» как раз тому пример.

- А будут ли пособия изданы в электронном виде? - поинтересовался кто-то из педагогов.

- Будут, электронные учебники появятся уже в следующем году.

Издательство «Дрофа» пошло по пути издания двух комплектов методических пособий: один по той же программе, по которой идет обучение ОБЖ сейчас, а второй по новым стандартам. В новом учебнике для 5-го класса появится тема «Безопасность на дорогах и на транспорте», которой прежде не уделялось должное внимание. Будут освещены темы, связанные с безопасностью на воде и с ситуациями, возникающими в результате террористических действий. А в учебнике для 8 класса появится тема «Семья в современном обществе».

Затем состоялись презентация периодических изданий в помощь учителям. Журнал «ОБЖ. Безопасность жизни» представил заместитель главного редактора Андрей Ремизов, который призвал присутствующих присылать свои статьи в редакцию: «Только желательно избегать ситуации, когда учителя начинаю писать статью в форме отчета: мы провели столько-то мероприятий и достигли таких-то успехов. Пишите, пожалуйста, о конкретных проблемах и о том, как Вы их решаете».

Вокруг этого журнала вскоре завязалась интрига. Дело в том, что заведующий отделом Иркутского релейного завода Андрей Ерохин провел презентацию многофукционального тренажера «Витим». Тренажер сделан в форме фигуры человека, на нем удобно отрабатывать приемы экстренной помощи, например, делать искусственную вентиляцию легких, наружный массаж сердца, оказывать помощь при отравлениях. В комплект тренажера входит дисплей, на экране которого высвечивается изображение человеческого организма, так что можно наблюдать процессы, происходящие в организме пострадавшего, когда ему оказывается помощь. Если ученик что-то делает не так, это сразу видно на дисплее. Например, что происходит, когда воздух перестает поступать в легкие, или возникает угроза переломов от очень сильных нажимов. Тренажер вызвал живой интерес у аудитории, многие захотели поработать на нем самостоятельно. Ту же выяснилось, что учителя ОБЖ имеют шанс получить тренажер бесплатно. Он будет вручен в качестве приза победителям конкурса на лучшую публикацию, которую проводит именно журнал «ОБЖ. Безопасность жизни».

Вся вторая часть дня была практической. Заместитель председателя Центрального совета РОО «Московская ассоциация учителей, преподавателей-организаторов ОБЖ»Тамара Батяева рассказала о методике проектной и исследовательской деятельности на занятиях ОБЖ, обратив особое внимание на вещи, которые важно учитывать на разных этапах работы:

- Очень важно, чтобы ученики в конечном итоге вышли на какой-то продукт, к сожалению, нередко работы сводятся к обычным рефератам.

Банально? Но, видимо, надо, учитывать, что многие преподаватели ОБЖ пришли в педагогику из армии, и проектная работа является для них новой областью.

И все-таки самым ярким событием для гостей марафона стал мастер-класс Натальи Бубновой «Методика проведения занятий по оказанию первой помощи пострадавшим». Она рассказывала, как правильно определить состояние попавшего в беду человека и помочь ему в случае артериального или венозного кровотечения, перелома тазобедренных костей, клинической смерти и других тяжелых случаях.

В заключение занятия Наталья Бубнова пригласила всех желающих принять участие в чемпионате по лайфреслингу (борьбе за жизнь), который пройдет 29 мая - 3 июня в поселке Дивноморское близ Геленджика. Команды на этом чемпионате будут соревноваться в умении оказать помощь людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях: пострадавших во время аварии на дорогах и водах, в условиях теракта или природной катастрофы. Более подробную информацию можно узнать на сайте www.spas01.ru

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон