Рейтинг@Mail.ru

29.03.2012

29 марта — День учителя биологии Москва

Педагогический марафон 2012

Российская школа, как огромный сложный организм перестраивается в соответствии с новыми задачами. И кому, как не биологам, понимать, насколько это трудный, долгий, но жизненно необходимый процесс. О новых принципах, которыми должно руководствоваться образование, говорил, в частности, Георгий Лернер, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания биологии МИОО на семинаре «Формирование универсальных учебных действий».

Ведущий старался донести до участников Марафона мысль о том, что современный учитель не может ограничиваться предметными знаниями, отчужденными от ребенка: «Входя в класс, я должен понимать, зачем ученикам нужно то, что я буду рассказывать. И что из этого обеспечит их личностное развитие». Именно это основная задача педагога, какую бы учебную дисциплину он ни преподавал. Помимо усвоения учебного материала школьник на всех уроках должен «добывать знания о знаниях. Учиться извлекать информацию из текста, связывать логические единицы, ориентироваться, насколько лично для него это значимо».

Однако согласиться с новыми целями образования - еще не означает начать воплощать их на практике. Об опасности заболтать и дискредитировать заявленный в стандартах деятельностный подход предупреждал кандидат педагогических наук Алексей Либеров в своем выступлении «Подходы к проектированию критериев оценки результатов биологического образования» на «круглом столе» «Проектная и исследовательская деятельность в школе». Его беспокоит, что коллеги зачастую рассматривают три уровня результатов - предметные, надпредметные и личностные - по отдельности. «Это глубочайшее заблуждение! Это три стороны одной монеты, - улыбнулся выступающий, - три взгляда на компетентность». В чем же причина устойчивого заблуждения учителей? В привычной методике. «Реализация стандартов нового поколения на основе старой методической системы невозможна... Сегодня необходимо переучиваться, переосмысливать практику». Это не так просто. Приходится преодолевать устоявшиеся стереотипы, даже отказываться от учебников, которые кажутся разными, но похожи в главном: один параграф - один урок. А этот принцип не соответствует деятельностному подходу. Иллюстрируя свои слова, выступающий продемонстрировал схему проектирования обучения. Участники Марафона конспектировали, зарисовывали схему в блокноты и даже фотографировали изображения на экране.

Еще одной иллюстрацией того, что ввести новый термин мало, нужно всю работу выстроить в соответствии с новыми ценностями, прозвучал рассказ Алексея Либерова о том, как на одном из конкурсов рассматривалась ученическая исследовательская работа. Жюри сочло результаты блестящими, но потребовалось несколько уточнений. В частности, девочку спросили, может ли она спланировать эксперимент, и получили ответ (который выступающий сымитировал скучным заученным голосом): «Схема исследования была спланирована руководителем, им же и корректировалась». Что означало: не знаю, не мое это дело, я была лишь исполнителем. «А значит, - сделал неутешительный вывод Алексей Либеров, - ни о какой проектной деятельности в этом случае и речи нет. Ведь она определяется собственным целеполаганием».

Об успешных примерах вовлечения детей в проектную и исследовательскую работу рассказывали другие участники «круглого стола». Валентина Корчагина назвала свое выступление «Из опыта организации и проведения исследовательских работ», в котором изложила историю освоения в Одинцовской гимназии №14 методов исследовательской работы. Направление было предложено самими ребятами: они захотели выяснить, не заражены ли помещения, в которых они учатся, грибком и бактериями. Поскольку материальной базы для серьезных изысканий и экспериментов в школе нет, пришлось обращаться в санэпидстанцию, где юным исследователям выдали чашки Петри с агаром. Туда внесли пробы из разных помещений гимназии и с нетерпением стали ждать результатов. «И там столько всего выросло!» - поделилась с коллегами руководитель исследования. Чтобы идентифицировать все это грибковое и бактериальное великолепие, пришлось снова идти в СЭС за справочниками, благодаря которым ребята вместе со взрослыми определили все колонии. Однако «исследовать мало, нужен видимый практический результат», и экспериментаторы передали свои результаты школьной администрации, в помещениях провели дополнительную обработку, и повторное исследование показало, что в гимназии стало чище. Ребята настолько вошли во вкус, что стали брать подобные пробы в местном общественном транспорте - и представили результат соответствующим должностным лицам. Измерили уровень загрязнения на главной улице города - и снова обратились к администрации, на этот раз городской.

Из стремления к личной заинтересованности родился и проект Татьяны Агзамовой, о котором она рассказала в выступлении «Методика проведения уроков зоологии в Московском зоопарке». Началось все с того, что «дети совершенно не интересовались зоологией. Надо было что-то придумать». А тут как раз произошел забавный случай: коллега принесла в школу свою домашнюю черепаху, которая сбежала и вползла в кабинет биологии во время урока. Восторг детей не поддавался описанию! Да, они могут мгновенно находить информацию в сети, скачивать, делать презентации, но с самыми обычными животными не сталкиваются почти никогда. Значит, нужно ехать в зоопарк! Подготовительная стадия потребовала немало сил и времени: согласования с администрацией, родителями, детьми; составление памятки о том, как вести себя и как строить работу во время занятия; выбор абонемента, который соответствовал бы интересам учеников. Зато все труды и хлопоты оправдали себя, когда учительница увидела, как ребята смотрят на линяющую анаконду, например, и слушают экскурсовода. Тот, очевидно, тоже проникся и даже дал детям подержать на ладошке палочников и богомолов. А одному парнишке, который задавал больше всех вопросов, подарил двух мадагаскарских тараканов. «Он прижал к себе банку с тараканами, спрятал ее под куртку... Представляю, как мама была счастлива», - задумчиво закончила докладчица.

Знания и опыт, получаемые на занятиях, должны быть личностно значимы. Об этом говорили и участники творческих мастерских, где педагоги московских школ - уже по традиции этого профессионального дня - делились друг с другом опытом работы.

Павел Скворцов, кандидат педагогических наук, сотрудник МИОО в выступлении «Профориентационная работа в 9-11-х классах по биологии» призывал коллег, работающих со школьниками, помимо хорошо известных направлений, таких как медицина или экология, ориентировать подростков на новые перспективные профессии, связанные с биотехнологиями. Они очень востребованы в современном производстве, и в то же время биоинженерия окружена множеством слухов, мифов и домыслов. Для прояснения ситуации и противодействия сенсациям желтой прессы, можно предложить старшеклассникам, например, дискуссию «Генно-модифицированные организмы: за и против».

Елена Крамаренко считает, что непрерывное биологическое образование должно начинаться как можно раньше, поэтому клуб, организованный ею, объединяет школьников от восьми до восемнадцати лет, о чем она рассказала в выступлении «Детское общественное объединение «Биота». Ребята вместе со взрослыми организуют празднование Дней птиц, леса, моря. Дружат с администрацией Битцевского парка, находящегося по соседству и участвуют во всех событиях и праздниках, проводимых там. Для детей из начальной школы проводят праздники в школьном биологическом музее, приглашают младшеклассников из соседних школ, родителей. Причем, проводят экскурсии сами участники детского общественного объединения. Особенно гордятся в школе классами на открытом воздухе. Один находится в ведении начальной школы, там малыши старательно обустраивают свою делянку. Другой создан для тех, кто постарше, там подростки проводят праздники, ухаживают за растениями.

Из большинства докладов было понятно, что педагоги всеми силами стараются дать ученикам опыт непосредственного общения с природой, прикосновения к живому растению, зверьку, насекомому - тот опыт, который почти вытеснен из ребячьей жизни вездесущим и всесильным компьютером. Но иногда нужно использовать и цифровые технологии - для сохранения природы, кстати. «Разработка и использование виртуальной экологической тропы «Прогулки по Тропарёво» - так звучало название доклада Веры Александровой, которая напомнила коллегам, что настоящую экологическую тропу сделать невероятно сложно - это требует огромного количества бумаг, разрешений и согласований. И даже для посещения уже готовой тропы нужно потратить немало времени, учитывая организацию, подготовку. Другое дело - виртуальная тропа. С одной стороны - в изготовлении подобного цифрового продукта могут участвовать активные и заинтересованные ребята, и взрослые. В процессе создания фильма они изучили местную флору и фауну, записали голоса птиц, сделали соответствующие съемки, подобрали музыку, озвучили, составили задания. С другой - готовым фильмом, презентацией, тестом пользуются все ученики и даже работники Тропаревского парка.

Можно сказать, что все эти фрагменты учительского опыта, примеры детских проектов и исследовательских работ дают надежду на то, что биологическое образование в школе постепенно все-таки перейдет на новые основания.

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон