Рейтинг@Mail.ru

30.03.2012

30 марта — День учителя информатики

Педагогический марафон 2012

Наверное, каждый участник марафона, читая программу Дня, не раз улыбнулся. Темы объявлены, что называется, с душой: Информатика and/or/xor Математика, Искусство презентации – ни слова о PowerPoint, ЕГЭ по информатике: ручка, черновик, бутылка воды, шоколадка, КОМПЬЮТЕР - и так далее. Информатики шутят! Информатики чувствуют силу! И, как показали мероприятия Дня, имеют на то все основания.

Первая линейка дня. Круглый стол об отношении информатики к математике: «и», «или», «не». Ведет Алексей Семенов, профессор, академик РАН и РАО, ректор МИОО.

Ключевой вопрос светится на экране: «Что делать нам?» Чуть опоздавшая на начало, я не поняла, связана ли формулировка со стихами Пушкина, с продолжением «В поле бес нас водит, видно, /Да вертит по сторонам»…

Организация мероприятия такова: кто-то выходит и спрашивает или выступает, Алексей Львович комментирует. Порой ему приходится играть роль истины в последней инстанции, это когда учитель, приехавший из дальних мест, говорит: мы с коллегами спорили и не пришли к единому мнению, так вы ответьте…

Кратко о темах и содержании разговоров. Программированию учить никто не запрещает, программы и учебники разные. Под разные возможности. И смотря какой заказ у родителей. А то вытягиваем программирование, а найдут ли дети ему применение?

Математическое образование: помогает или мешает овладению информатикой? Оказывается, неочевидно. Синтетический учитель, который и то, и это может, - тоже редкость. Преподавание математики 150 лет не меняется, а сама математика давно стала другой. За счет информатики математика могла бы стать экспериментальной наукой, но не в школе. Математика в школе идет инерционно. У информатики сегодня больше шансов формировать математическое мышление и развивать логику. Ведь что было бы хорошо: если бы на экзамене по математике кто-то сам доказал что-то, а не вычислил по формуле. Но таких заданий уже нет в части Б. В математике, кроме доказательства, есть другие базовые понятия: числа, континуума, множества, модели - и все это теперь берет на себя информатика.

Примечательные вещи: учителя информатики, которые пришли к малышам, не нарадуются, как хорошо идут дела. Куда все девается потом? Говорили о катастрофическом падении интереса к математике.

Еще примета: многие учителя начальных классов захотели освоить предмет, чтобы самим вести его у своих детей.

В целом, было здорово. Люди аплодировали. Несли записки. Кричали с места.

Вторая линейка дня и третья были насыщены мероприятиями, посвященными учебникам информатики. ФГОС не предлагает готовую программу, учитель составляет ее сам - количество часов на предмет везде разное, разные учебники, даже сроки начала ведения предмета разные. Красноярский край, например, самый педагогический край страны, требует учебников для первого класса. А есть практика введения предмета только в 8 классе. Учебники тоже самые разные. Веселые, современные - с навигационной полосой на каждой странице, с мини проектами, дисками, готовыми классификаторами: «знаем», «не знаем», «научимся» - все начала в одной структуре - издательство «БИНОМ». Их представляла Наталья Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент математического факультета МПГУ. На чем особенно настаивала автор УМК Наталья Матвеева: «Мы можем научить тому, что знаем сами. Наблюдать и анализировать объекты. Обобщать данные и формулировать проблему. Синтезировать знание в форме математических, информационных и других моделей. Осуществлять планирование своей деятельности и прогнозировать результат» - отчасти учитель сам приводит себя в порядок, занимаясь с детьми информатикой. Все специальные подробности лекции Натальи Матвеевой вы найдете здесь: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/umk.php

В продолжение разъяснений по учебнику для началки выступила Людмила Босова, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Она рассказала о программе курса информатики в основной школе. И хотя имя автора УМК хорошо известно каждому учителю информатики, нелишне заглянуть в копилку методических разработок Людмилы Босовой: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

А координатор направления «Информатика» в образовательной системе «Школа 2100» Александр Горячев рассказывал о другой линии учебников, о непрерывном курсе информатики, который начинается с пятилетних. На сайте «Единая коллекция образовательных ресурсов» Горячева много: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ae86fd28-5fe3-4527-8f8f-e6c2783d0ca8/

На марафоне его выступление называлось «Информатика во взрослых играх и жизненных задачах», и рассказывал Александр Горячев о том, чем его учебники отличны от других. Первая идея: информатика изучает то, за что математика не берется. Вторая: информатика - это область, в которой ученик может сделать карьеру двояко: как разработчик новых приложений и как продвинутый пользователь. Это разные люди, кто хорошо сдает ЕГЭ, и кто может придумывать и прорабатывать. Учить их надо по-разному. Соответственно, модулей по каждой теме должно быть два. И в том и в другом - уровневые разграничения. Каждый уровень со своей диагностикой. А главный принцип - избыточность: всего должно быть столько, чтобы хватило на самый притязательный запрос. Рождалась вся эта концепция от простого хода: кто он, выпускник школы, зачем ему информатика, и если нужна - какая, для какого будущего.

Заведующая редакцией математики и информатики издательства «Просвещение» Татьяна Бурмистрова представляла учебники под редакцией Алексея Семенова, делая упор на реализацию требований ФГОС.

Диву даешься - как люди выбирают учебники? Все ведь хороши, а совершенно разные. Но в главном все авторы (или их представители) были единодушны: что бы ни происходило с часами и планированием, сохраняйте целостность и системность содержания; очень большое значение в изучении предмета имеют проекты и работа с личными траекториями продвижения ученика.

Гвоздем третьей части программы была встреча разработчиков ЕГЭ по информатике с учителями и друг с другом. За столом сидели Иван Ященко, руководитель ФКР КИМ по математике, проректор МИОО; Анатолий Кушниренко, доцент механико-математического факультета МГУ; Вячеслав Лещинер, профессор кафедры ИТиОС, проректор по информатизации МИОО. И разговаривали о компьютеризированном экзамене по информатике, в зале не было ни одного свободного места.

С одной стороны, в этом году дети будут сдавать, как сдавали, без компьютера. С другой - уже в 2010 все было готово, даже широко апробировано для сдачи ЕГЭ по информатике на компьютере. И вот в 2013 начнется, хотя проблем нормирования процедур еще очень много. И все-таки - надо, будем. А впоследствии ЕГЭ по всем предметам переведут в машинный формат. Причем предупреждают: это будет не просто перевод бумажного варианта в электронный вид, а - новое содержание.

Что конкретно: в компьютерном варианте 7 задач относятся к программированию, в эксперименте дети выбрали для программирования 28 языков, но «этот плюрализм нам не по карману и ни к чему» (Анатолий Кушниренко), так что сейчас тестируют пару-тройку, которая и будет осваиваться обязательно. По словам разработчиков, экзамен по-новому требует больше внимания и аккуратности, а не интеллектуального прорыва. И никаких экспертов для ручной проверки: программа либо заработала, либо нет. Формализовано - все. В общем, ждите: в октябре будет апробация компьютеризированного ЕГЭ по информатике.

Другие события дня тоже не могли оставить участников равнодушными. «ИКТ: как учителю информатики обучить всю школу» - директор школы № 179, прославленной математическими классами, Павел Якушкин и учитель информатики Анна Чехлова рассказывали о разработанных для школы модулях ИКТ, которые помогут школе находиться в том времени и том пространстве, которые адекватны современности. Четко перечисленные и прокомментированные одиннадцать модулей - своего рода краткий курс по информационной безопасности. Участников марафона тема взволновала, и многие поспешили приобрести свежую книжку Алексея Журина «Интегрированное медиаобразование в средней школе» (Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний), где подробно описана интеграция медиаобразования с традиционными предметами естественнонаучного цикла (биология, география, физика, химия).

И было так: информатика простирает свои возможности всюду: вот они говорят про волновые колебания, вот про психологию развития ребенка, вот про прописи… Зря вы думаете, что прописи - раздел русского языка. Прописи - это алгоритм.

В общем, по ощущениям, недалек тот день, когда информатики напишут нам новые программы и учебники по всем предметам и отформатируют наше мышление как надо.

Дерзай, Информатика!

Людмила КОЖУРИНА

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон