Рейтинг@Mail.ru

05.04.2012

5 апреля — День школьного и детского библиотекаря

Педагогический марафон 2012

Школа в последние годы активно ищет партнеров, открывается для разнонаправленных социальных связей, понимая, что в одиночку проблемы воспитания не решить. К счастью, и внутри самой школы есть еще неиспользованные ресурсы. В частности, библиотека, если, конечно, работа ее подчинена идее сотрудничества, а библиотекари чувствуют себя полноправными участниками образования и воспитания. В этом году День библиотекаря особенно наглядно продемонстрировал, как это может выглядеть.

На первом же «круглом столе» «Зачем нам это? Готовы ли взрослые с помощью книг говорить с детьми и подростками на «запретные» темы?» кандидат психологических наук, преподаватель МГПИ Екатерина Асонова вызвала участников на острый и эмоциональный разговор о том, какие книги можно и нужно предлагать юным читателям. Чтобы включить в обсуждение как можно больше собеседников и актуализировать тему, она предложила вспомнить, о чем труднее всего говорить с подростками. «О любви, о счастье, о сексе, о политике, о религии, о смерти, о жестокости..» - посыпались ответы с мест. «А через книгу?» «Да, гораздо легче, самому не надо объяснять, да и автор сформулировал уже некоторые ответы».

Но всякую ли книгу, повествующую о тяжелых и страшных проблемах, взрослые решатся предложить подростку? Например, книга Беаты Терезы Ханика «Скажи, Красная шапочка». В ней идет речь о том, что переживает тринадцатилетняя девочка, подвергаясь домогательствам своего деда, а остальные члены семьи - сестра, мама и папа продолжают жить, делая вид, что ничего не происходит. Так кажется на первый взгляд. Но если задуматься, книга скорее о том, почему молчат все остальные, что их заставляет оставить младшую дочь наедине с ситуацией. Спасают репутацию семьи? И что испытывает героиня - страх, непонимание, есть ли ее вина в происходящем? Зал потрясенно молчал.

А вот еще одна книжка, предназначенная для подростков, «Завтра я всегда бывала львом», написанная Арнхильд Лаувенг. Это исповедь человека, вылечившегося от шизофрении, ставшего психиатром и работающего с такими же пациентами. Она описывает, что выбраться из этого состояния можно только если сказать себе, что «болезнь живет отдельно от тебя, а ты просто живешь рядом». Упомянуты были и другие книги, в которых читатель встретится с картинами жестокости, насилия, болезней, потери близких. «Готовы ли мы читать вместе с подростками и обсуждать такие книги?» - повторила вопрос ведущая. И ответы не заставили себя ждать.

- Прочитать надо, но...

- Читать такое может только подготовленный человек, чтобы эти описания не спровоцировали негативные проявления натуры подростка.

- Что же, отдельный прилавок для такой литературы - для подготовленных? - усмехнулась ведущая.

- А как же «Преступление и наказание»? - поддержали ее другие участники.

- Кроме того, такие книжки учат тех, кто оказался в тяжелой, невыносимой ситуации, признаваться в этом, не прятать ее от всех, обращаться за помощью.

- Обращаться нужно к доктору!

- Есть же много детей, которые не сталкивались никогда с такими ужасами, зачем мы будем им обо всем этом рассказывать! - стояли на своем те, кто хотел бы оградить подростков от подобных текстов.

Как аргумент, приводили, конечно, и волну подростковых суицидов. Причем мнения снова разделились: что вреднее, обсуждать или замалчивать. Начни говорить, спровоцируешь. Делать вид, что все в порядке, особенно если подозреваешь подростка в подобных намерениях, тоже нельзя. А уж когда речь зашла, кто виноват, шум поднялся такой, что стало ясно: круглый стол не оставил равнодушным никого.

Те, кто так и не ответил для себя на поставленный вопрос, имели возможность продолжить размышлять на эту тему во время обзора «От апреля до апреля: новая литература для детей и подростков», который по традиции делала Ольга Мяэотс, заведующая детским читальным залом ВГБИЛ. Среди прочих новинок детской литературы она отметила книги подростковой серии, которые раньше издатели не отваживались выпускать в свет. Конечно к такому чтению нужно подходить с осторожностью, - предупредила ведущая, ибо «возраст очень хрупкий». Книги реалистичные, тяжелые, но не чернушные, в конце каждой видится выход». На ее взгляд, главное - чтобы книга не оставляла ощущения безнадежности. И еще: сначала лучше прочитать самим. Во-первых, оценить, по плечу ли ребенку такой текст, во-вторых, оценить литературное качество. Заодно педагоги и родители получат напоминание о том, какие, например, неконтролируемые порывы будоражат человека в подростковом возрасте.

Ольга Мяэотс отметила, что впервые за много лет «пришло новое поколение авторов, у которых недавно вышли новые книги», в которых ведется очень серьезный и открытый разговор с юным читателем. И вообще, «Написать честную книгу для подростка - настоящий гражданский подвиг».

Те участники, которые решили для себя, что они будут предлагать читателям, могли отправиться на мастер-класс «Музей проживания одной книги как технология работы с текстом». Здесь Татьяна Булавина, заместитель директора СОШ №25 пос. Свободный Свердловской области, демонстрировала, как можно в буквальном смысле слова обживать пространство художественного текста.

В качестве «учебного пособия» выступила книжка «Коричневое утро». Автор Франк Павлофф. Надо сказать, что книжка, несмотря на малый объем и обилие иллюстраций, написана на серьезную тему. Более чем серьезную - фашизм, как он входит в жизнь обывателей, людей в общем-то приличных и совсем не злодеев.

Форма мастер-класса предполагает наглядную демонстрацию методики, что и было проделано блестяще. Ведущая раздала фрагменты текста пяти группам и предложила вчитаться в предложенный фрагмент, проиллюстрировать тем или иным способом, подумать о том, что могло предшествовать описанным событиям, что будет с героями дальше. Чтобы интрига сработала, нужно, конечно, подбирать незнакомые детям тексты.

Пока группы трудились, ведущая рассказывала, как можно организовать работу с книжкой. Проект может иметь разный масштаб - от класса до всей школы - и разную продолжительность - от урока до учебного года. Желающие могут работать по группам или в одиночку. Она демонстрировала работы своих ребят, поясняла, что лучше использовать технологию критического мышления: вызов, осмысление, размышление. Советовала к каждой новой книжке искать новые подходы, чтобы эта работа оставалась проживанием, принося каждый раз новые ощущения и мысли.

И наконец, зал получил возможность увидеть, как может выглядеть результат подобной работы: к микрофону вышли группы и продемонстрировали свои экспонаты свежесозданного музея. Каждая читала свой отрывок, показывала сделанные аппликации, комментировала свое художественное решение: цвет, метафоры, символику. А перед зрителями постепенно открывался текст книжки с пятью иллюстрациями, которые насыщены смыслами и эмоциями тех, кто их выполнял. Кстати, сами участники групп тоже внимательно слушали тексты коллег - они ведь до этого момента не знали, что было до и после их эпизода. Наконец, книжка сложилась в одно целое, обогащенное мыслями и переживаниями стольких людей.

Чтобы спасти ведущую от шквала вопросов и уточнений, главный редактор журнала «Библиотека в школе» Ольга Громова объявила, что методика будет подробно описана в одном из последующих номеров, там же разместятся работы, созданные во время мастер-класса.

Елена Куценко

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон