Рейтинг@Mail.ru

06.04.2012

6 марта — День учителя литературы

Педагогический марафон 2012

На дне учителя литературы не обсуждались причины падения интереса подростков к чтению. Какой смысл искать виноватых? Важнее поговорить о том, можно ли вернуть книги в жизнь современных молодых людей и как это сделать.

Надежда Шапиро, заведующая кафедрой словесности ГОУ ЦО №57, на своем мастер-классе «Как увеличить присутствие литературы в жизни ребенка (идеология и формы внеклассной работы по литературе)» не обещала коллегам, что итогом репетиций школьных спектаклей, экскурсий по музеям и городам станет непременное повышение успеваемости учеников. Не в этом дело. Хочется, вопреки рационально-формальным требованиям, с которыми неизбежно сталкиваются в школе дети и взрослые, сделать так, чтобы повседневное существование молодых людей было пропитано стихами, пьесами, небудничными разговорами. Этот опыт они заберут с собой во взрослую жизнь, и, может быть, он окажется не лишним. Опыт сопереживания, сочувствия, совместного декламирования, прямо на улице, не стесняясь прохожих, не за оценку, а в удовольствие. Опыт переживания многослойности культурного пространства, где рядом с нами писатели, поэты, встреченные ими красавицы, созданные их воображением герои.

Физическое воплощение этой полифонии не только улицы старых городов, где почти в каждом доме угадываются тени славных посетителей, Пушкина, Островского, Булгакова, но и стены школьного класса, коридора. Здесь ученики вдруг обнаруживают множество портретов - незнакомые лица, старомодная одежда, умные глаза (пока угадываешь имена, знакомишься с личностью). На смену изображениям приходят слова - цитаты из хороших книг. Азарт поиска авторов подталкивает к чтению произведений, которые еще никто не задавал. Пространство, воскрешающее прошлое и устремленное в будущее. Возможность бесконечных вариаций и открытий.

О роли широкого культурного контекста для формирования квалифицированного читателя, а может, и будущего гуманитария, шла речь на семинаре «Система работы по созданию олимпиадных заданий и подготовка учащихся к олимпиадам по литературе». Людмила Дудова, профессор, заведующая кафедрой филологического образования МИОО, Владимир Сперантов, учитель высшей категории, методист кафедры, Роман Дощинский, президент Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы, не только поделились впечатлениями о недавно завершившейся Всероссийской олимпиаде по литературе. Они пригласили зал к сотрудничеству и сотворчеству. Возможностей для этого у педагогов немало: сайт «Школа юного филолога» (http://www.filobraz.ru/shuf.html), где много интересных заданий и не менее интересных разборов этих заданий (именно профессиональные комментарии способствуют формированию филологического мышления). В скором времени ожидается дистанционный тур олимпиады, в котором смогут принять участие все желающие, без всяких формальностей и ограничений. В помощь учителю и деятельность Независимой ассоциации словесников (http://aurilm.blogspot.com/).

Единодушно было признано, что отнюдь не подготовка к ЕГЭ способствует гуманитарному развитию школьника. Зато огромную роль в этом играет творческая, научная работа детей. Об этом говорили и на семинаре «Виды и формы проектной и исследовательской деятельности при изучении литературы в школе», который вел Сергей Зинин, профессор МПГУ, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе. Судя по выступлениям преподавателей, ученикам по силам создать видеогид по нескольким экранизациям классического романа (девятиклассникам полезнее всего сосредоточиться на «Герое нашего времени» - поразительное разнообразие трактовок, идей), исследовать, например, роль халата в русской литературе 19 века. Десятиклассница убедительно доказала, что азиатский халат Обломова как идея возник на портретах наших художников в конце 18 века - выражение стремления изобразить героя «непарадного», «домашнего», без орденов и регалий, интересного, в первую очередь, своим внутренним миром, который не определяется общественным статусом. Кстати, ученики выяснили, что слово «халат» повторяется в романе «Обломов» 36 раз, столько же, сколько слово «сирень», символ любви Ильи Ильича к Ольге. Это не педантизм «ученого червя», а желание обосновать догадку, придать весомость выводам.

Естественно, в своей работе настоящий исследователь не в состоянии обойтись без хорошей библиотеки. И, благодаря интернету, такие книжные сокровищницы сегодня доступны каждому любопытному ребенку и педагогу. Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/) и Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru/) помогают познакомиться с научно выверенными по авторитетным источникам текстами, к тому же в сопровождении профессионального справочно-комментаторского аппарата, массы полезных ссылок.

Надо признать, сегодня не каждый подросток увлечен идеей литературоведческого исследования. Большинство и не подозревает, как здорово читать, обсуждать прочитанное. С «нечитающими» для начала нужно просто поговорить - о них самих и о книгах, причем, лучше бы не входящих в школьную программу, современных, малоизвестных. Выход за рамки всегда привлекает юношество. Любительница свободных разговоров, профессор из Санкт-Петербурга Наталья Свирина, на мастер-классе «Литературные беседы для старшеклассников: темы, алгоритм проведения, связи с уроком» подсказала актуальные и увлекательные темы (выбор жизненного пути, покорение вершин успеха). А еще посоветовала несколько интересных для молодежи книг, о которых многие учителя, перегруженные тетрадями и контрольными, просто не успевающие следить за новинками литературы, и не слышали. Важно, что герои этих произведений близки и понятны ученикам: это обычные старшеклассники, не слишком способные, не отличники (Давид Гроссман «С кем бы побегать»), студенты из небогатых семей (Грег Мортенсон «Три чашки чая»), вполне заурядные взрослые люди (Эрленд Лу «Наивно. Супер»). Но они однажды осмеливаются пойти навстречу собственным желаниям и изменить, если не мир, то хотя бы свою жизнь. А значит, все же целый мир.

Беседы, впрочем, не единственный способ увлечь детей литературой. Вокруг чтения может разворачиваться самая разнообразная деятельность - вот основная идея мастер-класса «Музей проживания одной книги как технология работы с текстом» Татьяны Булавиной, заместителя директора СОШ №25 поселка Свободный Свердловской области. Учебное заведение из небольшого поселка является членом Русской ассоциации чтения (http://www.rusreadorg.ru/), участвует в нескольких международных проектах: «Школа, где процветает грамотность», «Размышление о Маленьком принце».

Удаленность от центра, необходимость работать со всеми детьми, не выбирая и не отсеивая, как выяснилось, не препятствует достижению высоких результатов. Залог успеха - интерес педагогов к новым методикам, обмен опытом с коллегами из разных городов России и даже из разных стран. В конце концов, всем нам приходится решать одни и те же проблемы.

Далеко не все они связаны напрямую с педагогикой, методикой. Есть и то, что касается здоровья, внутренних ресурсов учителя. Известно, что учителям литературы приходится много говорить, читать вслух - использовать свой голос как педагогический, артистический инструмент. Как при этом сохранить связки? Как добиться большей выразительности? Ничего удивительного, что мастер-класс солистки ансамбля «Сирин», преподавателя вокала Школы-студии МХАТТины Георгиевской (http://www.soundball.ru/) «Экология голоса: как учителю-словеснику найти и сберечь свой голос?» вызвал огромный интерес аудитории.

Впрочем, на отсутствие внимания и энтузиазма не мог бы сегодня пожаловаться ни один выступающий. Подумать только, в конце всегда нелегкого учебного года, на исходе затянувшейся зимы, в разгар подготовки к многочисленным тестам и контрольным, сотни учителей пришли поговорить о любви к чтению, о том, как подарить ученикам радость встречи с книгой. Чем не повод для оптимизма?

Людмила Печатникова

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон