Рейтинг@Mail.ru

07.04.2012

7 апреля — День учителя русского языка

Педагогический марафон 2012

Холодное и промозглое утро сразу показалось солнечным и ярким, когда начался День учителя русского языка. Увлекательной и разнообразной программе Дня ответило хорошее, рабочее и праздничное разом, настроение участников.

Настоящий аншлаг был на лекции ведущего научного сотрудника ФИПИ Ирины Цыбулько «Государственная итоговая аттестация в 2012 году». Лектора встретили аплодисментами. Ирина Петровна говорила о том, что при разработке контрольно-измерительных материалов специалисты учитывают пожелания учителей, в том числе высказанные на педагогическом марафоне: «Необходимо, чтобы государственная аттестация не входила в противоречие с задачами преподавания русского языка, чтобы она была полезным и понятным делом, а не головной болью для учителей, не стрессом для учеников и родителей. Сейчас варианты КИМов уже готовы. Все напечатано и подписано». Ведущая отметила, что собравшиеся знакомы, конечно, с предложенными изменениями по материалам интернета, и подробно прокомментировала все нововведения, подчеркнув, что никакой революции в экзаменах этого года нет. «Да ее и быть не должно!»

Учитель высшей категории Галина Егораева, ведущий методист издательства «Экзамен» провела семинар под названием «КИМы ГИА как источники информационного материала при работе над сочинением на лингвистическую тему». Вместе со слушателями ведущая обсудила, как обучить учеников научному и публицистическому стилю, ведь от сегодняшних школьников требуется уметь написать сочинение, используя и эти стили тоже.

Семинар «Олимпиада по русскому языку как инструмент мотивации изучения русского языка» провела Ольга Зайцева, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук и вовлекла в интересную работу всех собравшихся. Олимпиадные задания для школьников младших и старших классов были увлекательными и оригинальными. Например: натуральный рекламный плакат, в котором участникам олимпиады предлагается найти все орфографические, речевые, грамматические ошибки. Горячее обсуждение вызвал дистантный тур олимпиады: «Правильно ли, если школьнику помогают родители? - Да, это правильно и хорошо, пусть вместе с ребенком поотвечают на интересные вопросы. - Да, это полезно, ведь олимпиада - педагогическая и просветительская работа. - Да, к интересной работе приобщатся многие, пусть даже потом на очный тур приедут не все».

Профессор Зоя Курцева и доцент Елена Суханкина, сотрудники Московского института открытого образования, провели семинар «Речевое поведение учителя-словесника». Эпиграфом к своему увлекательному и познавательному занятию они избрали слова античного классика Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». «Речевое поведение важно для любого учителя, но для учителя словесника - особенно, подчеркнула Зоя Курцева. - Мы обязаны формировать коммуникативные компетенции ребенка. Учитель совершает речевые действия и речевые поступки. А в чем разница? В том, что поступок несет в себе нравственную составляющую Учитель, как воспитатель, как образец поведения, - он совершает речевые поступки чаще, чем кто-либо. Речевой поступок совершается в ситуации выбора, когда необходимо принять решение, отреагировать. Речевой поступок имеет целью воздействие на ребенка в кризисной ситуации общения».

А в перерывах кипела книжная ярмарка. Глаза разбегались от богатства словарей. Толковый, этимологический, орфографический, фразеологический, словарь антонимов, словарь синонимов, словарь грамматических трудностей для школьников, словарь модных слов, словарь устаревших слов к произведениям русской классики… «Не должно быть так, чтобы не оставалось времени на работу со словарями! - уверен доцент Таганрогского педагогического института Андрей Нарушевич, ведущий семинара «Преподавание русского языка в условиях переходя на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения». - Многие дети не умеют работать со словарями, а это необходимо». Ведущий рассказал трагикомическую, но, увы, типичную историю: ученик приходит и говорит - а я это в словаре нашел, вот, смотрите! И показывает в словаре то самое, за что ему была снижена оценка. Но ребенок не увидел или не понял пометки: «НЕ» или « НЕ рекомендуется». А значит, он не был научен работать со словарем, хотя и заглянул в словарь.

В ожидании лекции доцентаАлександра Орга «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Итоги, перспективы, новые возможности» я разговорилась с юной слушательницей, которую поначалу приняла за старшеклассницу. Юля, то есть, конечно, Юлия Андреевна, впервые на марафоне. Ей 22 года, она молодой специалист, первый год работает в школе, но у нее уже классное руководство в пятом классе, и еще два седьмых, и один десятый… «Трудно? - Трудно, но это правильно. Хочется себя испытать. Интересно! - А какие у вас впечатления от марафона, Юлия Андреевна? - Мне очень понравилось. Важно посмотреть и послушать специалистов… Наш директор очень поощряет повышение квалификации. У нас хороший директор!»

Как всегда с аншлагом прошла лекция «О коммуникативных свойствах речи: что важнее - правильность или точность?» профессора Сергея Гиндина, научного редактора журнала нашего Издательского дома - «Русский язык - Первое сентября».

А завершил увлекательную и напряженную работу Дня учителя русского языка круглый стол «Методические аспекты использования материалов журнала «Русский язык - Первое сентября».

Елена Иваницкая

Рубрики


Темы


Регионы


Источники


Марафон